Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Первичный признак

Десять лет назад над парламентом был поднят сине-желтый флаг
5 сентября, 2001 - 00:00

Реальная история флага Украины короткая, однако довольно насыщенная. Поднятый впервые над Киевом в неспокойном семнадцатом году прошлого века, желто-голубой стяг настолько поразил московских большевиков, что они только спустя двадцать лет осмелились возвратить административный центр Украины в город, который побывал под украинским флагом. Ненависть к этому сочетанию цветов, смешенная с испугом, была настолько сильной, что в течение более полувека в Украине подобную гамму можно было наблюдать разве что на цветущих лугах — не выдергивать же было бдительным идеологам полевые цветы. Хотя было и такое, когда синие и желтые цветочки нагло прорастали вокруг отдельных обкомов и райкомов. Припоминается история с футбольной командой областного центра, которой во время поездки в Болгарию в семидесятые годы хозяева подарили два комплекта импортной, дефицитной тогда футбольной формы. Один из комплектов оказался желто-голубым. В итоге руководителя делегации еще долго таскали в «органы», выискивая «провокации буржуазных националистов».

Переломным стал 1990 год, когда сине-желтая волна пошла страной от западных границ. Предусмотрительные львовяне украсили тогда на первое мая свой горсовет тремя флагами — союзным (красным), государственным (красно-синим) и национальным (сине-желтым). Вскоре и на Крещатике перед горсоветом рядом с красным развевался национальный флаг Украины. Окончательно новую символику явочным порядком установил после августа 1991 года Леонид Кравчук. Опытный политик, первый президент независимой Украины перед и сразу после своего избрания нигде не ставил вопроса об изменении символики, а просто менял флаги как будто так и было нужно. Новообразованные из союзных украинские армия и правоохранительные органы с военной организованностью стали сине-желтыми едва ли не в один день. Впоследствии, после половинчатого решения парламента, когда-то запрещенный флаг украсил все государственные органы власти.

За десять прошедших лет национальный стяг у большинства населения начал ассоциироваться не с национально-сознательными демонстрантами, а с государственной бюрократией, против которой «не попрешь». Подобно человеку, который получает свои первичные половые признаки во время зарождения, наше государство получило свой флаг еще до официального признания в мире. Нас теперь везде знают и узнают по сине-желтым цветам. Но стали ли мы после этого лучше? Речь не об обывательском «а что я с того флага буду иметь», а о том, что у народа должен быть не только свой флаг, но и он должен им искренне гордиться. А к этому, как уже очевидно, стране следует пройти путь не короче того, который проходит человек, пока приобретет вторичные половые признаки. Вторичным признаком для нашего юного государства должны стать реальные успехи в улучшении жизни своих людей, которые бы связывались в общественном сознании именно с независимой Украиной.

24 августа на отдаленном столичном массиве в глаза мне бросился сине-желтый флаг, который был поднят в честь праздника над одним из несколько сотен балконов стандартной многоэтажки. Вспомнилось, что в США процветающие граждане с гордостью устанавливают свое знамя едва ли не над каждой усадьбой. Делают это граждане сознательно и добровольно, никогда не забывая, чем является для них их государство и наоборот. Хочется ли мне поднять сине-желтый флаг над своим балконом? Не знаю... Пусть пока над райсоветом и райадминистрацией постоит. Для начала как признак.

Николай НЕСЕНЮК
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ