В конечном счете, ничего сенсационного в поездке Президента Украины не предвидится. Вопросы и проблемы, предусмотренные для обсуждения, можно отнести к имеющим более текущий характер. Соглашение о выдаче нелегалов — событие, давно ожидаемое и в Киеве, и в Софии. Именно этот документ становится основанием для будущих переговоров относительно режима на границе — визового или безвизового. Пока что украинские граждане могут свободно пересекать болгарскую границу, однако не исключено, что уже в ближайшем будущем безвизовый режим между нашими государствами останется в прошлом. София действительно пыталась отсрочить дату ликвидации свободного пересечения границы для украинцев, белорусов, россиян, так как часть туристов именно из этих стран «привносит» существенную финансовую поддержку болгарскому бюджету. Однако, выбирая между деньгами туристов и будущей европейской интеграцией, София остановилась именно на последней. В конце прошлого — начале нынешнего года болгарское правительство развернуло активную кампанию по убеждению Европейского Союза смягчить существующие ограничения для болгар при въезде в страны Шенгенской зоны. Брюссель согласился, но в обмен на согласие Софии ввести визовый режим с некоторыми странами, в частности с Украиной. Ожидать его можно даже в следующем месяце...
Значительное место в переговорах между странами, очевидно, займет экономическое сотрудничество, которым мало удовлетворены обе стороны. Болгария, кстати, фигурировала наряду с Румынией как один из вероятных членов экономического объединения ГУУАМ (Грузия, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Молдова). Считается, что именно участие Софии или Бухареста может дать новое дыхание ГУУАМу. Болгария, похоже, не против такого участия, этому не противоречит якобы и ее стремление вступить в Европейский Союз. Несколько другого мнения придерживаются в Румынии. В любом случае, до сих пор им даже не были сделаны предложения.
Между тем накануне визита Кучмы агентство Франс-Пресс сообщило, что уже до конца этого года должно начаться строительство нефтепровода от болгарского Бургаса до албанского порта Влера на Адриатике. В консорциуме АМВО (Albania—Macedonia—Bulgaria Oil), занимающемся вопросами разработки проекта, где основную роль играют американские инвесторы, предполагается, что трассой длиной 890 км будет перекачиваться до 35 млн тонн нефти. Цель проекта — обход каспийской нефтью перегруженных заливов Босфор и Дарданеллы. Конкуренцию этому проекту может составить, кстати, украинский трубопровод Одесса—Броды. В Болгарии уверяют, что ни о какой конкуренции речи нет. В Украине, возможно, этому верят. Впрочем, у Киева есть все шансы опередить болгар, так как строительство их нефтепровода будет завершено где-то через четыре года. Хоть в чем-то Украина может оказаться победительницей. Пока же бег наперегонки со страной, бывшей коллегой по соцлагерю — в пользу Болгарии. Именно она уже является кандидатом на вступление в Евросоюз. Киев может пока лишь позавидовать...