Газета «Кримська світлиця» назвала это состояние образования «лингвоцидом». Она пишет, что этот факт имеет отрицательные политические последствия, поскольку он, во-первых, не дает возможности украинским и крымско- татарским детям создавать во время обучения стабильные среды родного языка, в которых бы они открывали для себя дух и психологию, культуру своего народа; во-вторых, продолжает искусственно навязывать превосходство русской культуры над культурой украинцев и крымских татар, в-третьих, не допускает развития в Крыму украинской по духу и речи государственности и домашнего самоощущения крымско-татарского народа, который не имеет, кроме Крыма, другой родины, в-четвертых, создает угрозу культурной целостности Украины, превращая Крым в языковой и культурный придаток к соседней России. Местная организация УНР распространила пресс-релиз, в котором высказан протест против созерцательной позиции Киева относительно состояния образования в Крыму. Партия пишет, что «Господина Огневьюка (заместитель министра образования Украины, который присутствовал на съезде учителей и спокойно смотрел на новый провал украиноязычного образования в автономии) такое «большое» количество школ наверное удовлетворило. Поэтому выслушать Председателя Всекрымского общества «Просвіта» Сергея Савченко он не захотел. Резолюция просвещенческого съезда также оставила без внимания проблемы украиноязычных школ. Остается только обратиться к мировой общественности с криком отчаяния: «Кто защитит конституционное право крымчан учиться на родном украинском языке?!».
В начале года по инициативе Крымской организации УНР был образован общественный комитет содействия созданию школ с украинским языком обучения в Крыму. Уполномоченные представители комитета неоднократно встречались с крымским министром образования Валентиной Левиной, заместителем председателя Совета министров Крыма Владимиром Казариным, работала комиссия Министерства образования и науки Украины. В результате было принято постановление коллегии Министерства образования АР Крым № 3/7 от 25.04.2001 года, которое обязало начальников райотделов образования через СМИ предоставить объявление о наборе в школы с украинским языком обучения. Большинство районных руководителей не содействовали воплощению в жизнь этого постановления.
Когда Бахчисарайская власть определила за школой № 3 статус школы с украинским языком обучения, на борьбу против родителей поднялись разнообразные пророссийские общины во главе с заместителем министра образования АР Крым В.Каврайским. Теперь город Бахчисарай лишен отдельной школы с украинским языком обучения, а заявления от родителей в украиноязычные классы с первого по десятый пришлось принимать в русскоязычной школе № 4. Все в один голос утверждают, что в условиях отдельной украиноязычный школы количество заявлений было бы намного больше. Таких примеров множество. Особенно беспокоит отсутствие учебников на украинском языке... Неутешительный итог через 10 лет Независимости: из 600 крымских школ только 4 с украинским языком обучения.
Редакция газеты «Кримська світлиця» считает, что нынешнее состояние образования в Крыму аморально для украинского государства, а нормой она считает такой способ, когда бы в украинском государстве в украинской школе открывались по потребности русскоязычные классы и школы, как это делается во всем мире, где существует потребность в обучении на языках других народов, а не наоборот. Открытие украиноязычных классов в русских школах, по мнению редакции, приводит только к полному выхолащиванию украинского духа, напрасного затрачивания средств, сведения украиноязычного обучения на любительский, необязательный уровень. Это только консервирует нынешнее положение: русские школы размещены в добротных типичных помещениях со всеми условиями для обучения, а украинцы на 11 году независимости безуспешно выискивают для своих школ неприспособленные и аварийные помещения для того, чтобы учить своих детей на государственном языке.