Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Цвет грядущей нации

24 июля, 2001 - 00:00

Новый фильм французского режиссера Мэтью Кассовица «Багровые реки» является довольно убедительной иллюстрацией того, как можно достичь успеха, сохранив при этом лицо. Имею в виду не фабулу картины, но персону самого режиссера. Зрителям, заполняющим прокатные кинотеатры, может быть невдомек, что существует совсем другой Кассовиц — суровый, бескомпромиссный обличитель социальных пороков. В самом деле, предыдущие его работы «Ненависть» и «Убийца» — в острой, даже шокирующей форме препарировали общественные язвы — ксенофобию, насилие индивидов друг над другом и общества над индивидами. Черно-белая эстетика, взрывные темпераменты, необычные ракурсы, общая сновидческая атмосфера происходящего — все это позволяло отнести молодого режиссера к когорте авторского, некоммерческого кино. «Багровые реки», на первый взгляд, являют собой разительную перемену.

В самом деле, фильм кажется безукоризненно выдержанным в рецептуре блокбастера. Главные роли — бывалого детектива Ниманса и полицейского лейтенанта Керкеряна, — сыграли перворазрядные актеры Жан Рено и Венсан Кассель. Звезды работали в соответствующем обрамлении — шикарная цветная картинка, умело поставленные трюки, погони и перестрелки. Что до сюжета, то он также целиком и полностью укладывается в обкатанные Голливудом стандарты триллеров о сверхизобретательном и гениальном маньяке. Выполненные с особенным садизмом убийства ужасают горный городок. Сопутствующие инциденты только добавляют страха: осквернение могилы погибшей девочки, похищение документов из архива местной школы, покушения на расследователей. Круговерть событий на экране держит зал в напряжении до последнего, колоссально выполненного кадра, когда и «хороших», и плохих» накрывает снежная лавина. Именно мастерская уверенность Кассовица позволяет говорить о том, что переход в другую весовую категорию дался ему практически безболезненно. Ведь Венсан Кассель — звезда лишь постольку, поскольку был открыт именно Кассовицем, сыграв потрясающую роль в его «Ненависти». Да и в идеологическом плане режиссер остался верен себе. Оказывается, университет, которым славится пасторальный городишко, по воле его руководства давным-давно превращен в генетическую лабораторию по производству сверхчеловеков. Ведь ради поставленной цели ректор-нацист и его присные не гнушаются ничем, вплоть до убийств и подмены детей. Но однажды коса находит на камень: подменили близняшек. Сестренки, повзрослев, начинают мстить самым изощренным и даже извращенным способом. Но самая жестокая из сестер гибнет в лавине. А более чувствительную режиссер и сценарист милостиво оставляют жить. Доблестные детективы, таким образом, не только раскрывают уголовные преступления, но и попутно разоблачают фашистско-генетический заговор. И конфликт, и его разрешение — совершенно в духе Кассовица. Мало того, многие мотивы картины недвусмысленно перекликаются со знаменитым интеллектуальным бестселлером Умберто Эко «Имя розы», а изысканная игра с цветом, освещением и точками съемки на протяжении всего фильма просто завораживает.

В конце концов, «Багровые реки» не были для французского нонконформиста качественным переходом на новую территорию. Скорее, ему удалось полностью отмобилизовать свои старые наработки. Главный прыжок у него еще впереди. Вернее, не столько прыжок, сколько полет — через Атлантику, в Голливуд. Там, что ни говори, любят радикалов, умеющих хорошо работать.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ