Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Киев — Пекин: корректность с интересом

19 июля, 2001 - 00:00

Впечатления украинца о Китае формируют китайские ресторанчики, в которых всегда почему-то жарко и полно посетителей, и вещевые рынки с китайскими товарами и отчасти с китайскими же продавцами. Китайский дипломат, с которым пришлось встретиться накануне визита китайского лидера, сознался, что для многих его соотечественников Украина все еще ассоциируется с Россией. Правда, он сразу отметил, что в КНР Украину знают все равно лучше, чем на Западе. Во-первых, в советские времена немало украинцев пытались помочь своим азиатским братьям по партии построить социалистическое будущее. Во-вторых, какое же высшее учебное заведение Украины могло быть без китайских студентов. В-третьих, на создание имиджа Украины в КНР замечательно работают художественные фильмы. Предыдущий посол Китая в Украине в интервью «Дню» заявлял, что украинцев в Китае очень хорошо знают по фильму «Кубанские казаки». Упомянутый уже китайский дипломат дополнил, что теперь китайцам очень полюбилась Украина после сериала «Как закалялась сталь», снятого китайским режиссером в нашей стране.

Коллизий в украинско-китайском сотрудничестве, говорят украинские дипломаты, не происходило. Расстояние между Китаем и Украиной достаточно значительное, а это позволяет проводить в известной степени бесконфликтную политику. Хотя в начале 1996 года в Украине разгорелся настоящий шпионский скандал (едва ли не первый за всю историю независимости). Три китайских гражданина тогда были высланы из Украины по подозрению в получении секретных материалов с днепропетровского Южмаша. Пекин тогда отверг обвинения в шпионаже. МИД Украины назвало инцидент «недоразумением». Однако тогдашнее снятие с должностей первого заместителя председателя СБУ Андрея Фомича и руководителя областного управления СБ Владимира Слободенюка связано именно с этим скандалом. В августе того же года свои претензии к Киеву высказал Пекин, когда Украину посетил вице-президент Тайваня Лиен Чан. Украинское внешнеполитическое ведомство вынуждено было заявить, что визит имел частный характер и проходил по приглашению Киевского университета имени Тараса Шевченко. Очередной «тайванский» инцидент произошел уже в начале этого года, когда Тайбей посетили около двадцати украинских парламентариев, среди которых был и первый украинский президент Леонид Кравчук. Украинское МИД опять было вынуждено отметить, что визит был неофициальным и что в Киеве признают «единый Китай». Сами тайванцы, правда, придерживались иного мнения. А в «Тайбей Таймз» появилось интервью с Леонидом Кравчуком, который тогда отрицал распространенную информацию, что якобы он собирается выступить посредником в переговорах между КНР и Тайванем.

Тайванская тема, очевидно, еще не раз будет становиться камнем преткновения в украинско-китайских отношениях. Однако показательным в этой проблеме является реакция Пекина на любые, даже неофициальные, попытки украинцев наладить связи с Тайванем. В то же время российско-тайванские контакты в КНР не вызывают такого протеста. Пекин это объясняет просто, но вряд ли убедительно: с Украиной КНР имеет высокий показатель торгово-экономических отношений, так зачем его портить. У России, между тем, уровень товарообмена с Китаем в сравнении с Украиной больше почти в пять раз. Однако в Москве и Минске функционируют еще и тайванские представительства. С 1996-го в белорусской столице функционирует Тайбейская торгово-экономическая миссия, а в российской — Московско-Тайбейская координационная комиссия по экономике и культуре. В Киеве об этом и говорить не хотят, зная китайский темперамент... Однако присутствие именно такой миссии (отнюдь не дипломатического представительства, которое могло бы противоречить признанию Украиной единства и неделимости КНР) в Киеве могло бы обеспечить более эффективные взаимоотношения с пока что самостоятельным Тайванем (в дальнейшем, возможно, китайским регионом). Вряд ли плодотворное региональное сотрудничество противоречит интересам Китая. Тем более, что товарообмен между Украиной и Тайванем держится на отметке, близкой к $200 млн.

Товарообмен с самим Китаем и Украиной явно не отвечает мощностям обеих стран. Тем более, что начиная с 1997 года, когда уровень товарообмена достиг $1,3 млрд., в украинско-китайском экономическом сотрудничестве наметился существенный спад. В прошлом году показатель товарообмена составлял уже $761 млн. Переломным в такой тенденции станет, следует надеяться, текущий год. По информации из китайских источников, за первое полугодие этого года уровень товарообмена составил $590 млн., что на 130% превысило прошлогодний показатель за аналогичный период. Для китайцев украинский рынок интересен прежде всего как территория сбыта изделий текстильной, легкой и пищевой промышленности (упомянутые вещевые рынки и ресторанчики являются чудесным тому доказательством). На китайском рынке в свою очередь мы выступаем как один из поставщиков металлоизделий и проката черных металлов, а до недавних пор — минудобрений.

Большие надежды в Украине также возлагают на возможности сотрудничества с КНР по проекту производства и эксплуатации транспортного самолета Ан-70 — особенно учитывая провал планов совместного с западноевропейскими странами проекта Ан-7Х. Здесь есть немало обстоятельств, которые и на этот раз не благоприятствуют Украине. В Киеве их прекрасно понимают, но не скрывают, что согласие КНР на покупку самолетов может стать эпохальным событием. Китайские представители демонстрируют заинтересованность, однако пока больше присматриваются. Как стало известно «Дню» от китайского дипломата, ориентировочно в августе (точная дата пока согласовывается) в Украину прибудет специализированная делегация из КНР. Министр внешнеэкономических связей, руководитель госкомиссии по планированию и развитию КНР будут изучать возможности украинского самолета и условия вероятного контракта. Однако господство на китайском авиарынке американского «Боинга» явно играет не на руку Украине. При транспортировке скандального американского самолета-разведчика ЭР-3, к слову, был избран самолет Ан-124 российской компании, хотя рассматривалось и участие украинской.

Не менее важной для Украины является поддержка политического диалога с Китаем. Овладение китайским рынком позволит проникнуть на азиатский рынок в целом, который, без преувеличений, имеет огромный потенциал, что уже хорошо почувствовал Запад. Там, несмотря на заявления о проблемах КНР с правами человека, давно развернута настоящая активность. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) немало экспертов по праву считают потенциальным фундаментом будущего многополярного мира рядом с Соединенными Штатами и Европейским Союзом. Странам АТР, к тому же, несвойственно вмешательство во внутренние дела других государств, в частности и Украины. Что в разговоре с «Днем» отметил китайский дипломат. В Пекине хорошо понимают ситуацию и трудности Украины, связанные с географическим расположением — между Западом и Востоком, а поэтому главное для них — развитие политического диалога и торгово-экономических отношений. Украина имеет все шансы этим воспользоваться... Тем временем российские медиа уже расценили как чрезвычайно успешный визит председателя КНР в Россию, после которого опять заговорили о возможном создании оси Москва— Пекин.

Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ