Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Снова о земле и власти…

10 июля, 2001 - 00:00


Важнейшая политическая работа наших дней — формирование системы выборов будущих Верховных Рад Украины и Крыма. Кроме закона о выборах парламента Украины в первом чтении принят также закон о выборах парламента крымской автономии. И вопрос, который сегодня занимает многих, насколько он учитывает реалии и потребности Крыма, подвергается тщательному анализу. Во всяком случае, в Крыму новый законопроект вызвал неоднозначные мнения. Об этом наш корреспондент беседует с народным депутатом Украины, заместителем председателя меджлиса крымских татар, членом Совета представителей крымскотатарского народа при Президенте Украины Рефатом ЧУБАРОВЫМ.




Крымские татары намерены противодействовать принятию закона о выборах Верховной Рады Крыма, уже принятого в первом чтении, который не позволяет им получить достаточное представительство в парламенте автономии…

— Рефат-ага, какова реакция крымских татар и меджлиса на принятие в первом чтении закона о выборах Верховной Рады Крыма?

Рефат Чубаров: — Я думаю, что мы будем предпринимать все усилия, чтобы убедить Президента, даже в том случае, если он будет принят во втором чтении, не подписывать данный закон. Мы считаем, что Президент должен, как и при решении других принципиальных проблем развития Украины, здесь четко определиться в понимании ситуации и четко обозначить свою позицию как гаранта Конституции, из которой могли бы исходить или не исходить те фракции, которые называют себя пропрезидентскими. Действительно пропорциональная система, тем более на региональном уровне, имеет много минусов и Президент заслуженно ее критикует и отвергает, но тогда Президент должен обозначить ту формулу, которая позволит крымским татарам быть избранными в парламент автономии хотя бы в том процентном соотношении, которое они занимают в составе населения Крыма.

— Какова история вопроса о представительстве крымских татар в органах власти в автономии?

— О проблеме представительства крымских татар в органах власти мы говорим уже очень давно, мы также пытались в разных формах эту проблему решать. Одна из наиболее острых ситуаций — это была осень 1993 года, и тогда мы нашли более-менее удачное разрешение этой проблемы и тот компромисс, который был достигнут, — квотное представительство в парламенте, позволил снизить напряжение. Но есть два аспекта, которые не позволяют идти по тому пути: во-первых, сама автономия уже не имеет права принимать законы и крымские татары лишены возможности влиять на состав нынешней автономии, во-вторых, в том старом законе была оговорка о том, что квоты утверждаются на один созыв, ведь многим тогда представлялось, что за это время проблемы интеграции народа в украинское общество будут решены. И хотя мы понимали, что это не так, но исключить эту норму из того закона не смогли.

Теперь, особенно после 1998 года, все уже убедились и в Крыму, и в Киеве, что само по себе отсутствие крымских татар в парламенте Крыма не только лишает нас возможности решать проблемы интеграции, но и осложняет отношения в крымском обществе, поскольку не имея парламентских путей мы вынуждены искать другие возможности отстаивать свои права. И сам Президент не раз заявлял — и в ходе заседаний Совета представителей, и в других случаях, что такая проблема существует, и что ее надо решать. Третьего мая он давал поручение, чтобы соответствующие предложения были подготовлены рабочей группой во главе с министром юстиции Сюзанной Станик. По моим предложениям в прошлом году была создана специальная рабочая группа с целью достичь компромисса между Верховной Радой Крыма, правительством и меджлисом по форме и механизму избрания нового состава Верховной Рады Крыма. Я тогда, как член этой рабочей группы, подготовил докладную записку, где говорилось, что решение проблемы возможно несколькими путями. Во-первых, это квота, во-вторых, использование пропорциональной системы, и в-третьих — мажоритарная система, но с формированием национальных округов. Леонид Грач и Верховная Рада Крыма выступили против любых механизмом, но поддержали пропорциональную систему, полагая, что она наиболее выгодна для них самих. Тут дело в том, что мажоритарная система полностью не выгодна коммунистам, ведь для того, чтобы победить в мажоритарных округах, у них сейчас слишком мало ярких личностей, многие их функционеры уже скомпрометировали себя, да и народ начинает понимать, кто есть кто. Хотя надо быть справедливыми до конца: отстаивая пропорциональную систему, они всегда подчеркивали, что она также может решить и проблему представительства крымских татар в органах власти.

Мы отреагировали таким образом, что пропорциональная система может решить проблему представительства крымских татар во власти, но тогда возникает проблема субъекта выдвижения списком, и при определенной доброй воле парламента Украины, если будет предоставлено право выдвижения национальным организациям, такая система могла бы нас устроить.

Тогда же был подан проект Натальи Штепы, который был подготовлен силами юристов Верховной Рады Крыма (его даже называли проектом Грача), который предусматривал пропорциональную систему выборов. Позже рядом депутатов был подан проект смешанной системы 50 на 50 процентов, и в пропорциональной части он предполагал создание квоты 7 мест от крымских татар, по одному от армян, болгар, греков и немцев, как депортированных, и от крымчаков и караимов, как коренных народов Крыма. Третий проект появился отчасти как реакция на неприятие для страны полностью пропорциональной системы из-за неразвитости партий. В силу этого группа авторов уже поданного законопроекта, который предусматривал пропорциональную систему, решила отказаться от своей идеи и отозвала свой вариант. Мне кажется, что причиной этого было и то, что коммунисты посчитали даже саму возможность появления 12—14 депутатов от крымских татар неприемлемой для себя. Таким образом, в первом чтении утвержден проект, который не может нас устроить, поскольку заранее не позволяет реализовать наши проблемы. По пропорциональной части может быть избрано 3—4 крымских татарина из 100 мест, по мажоритарной части крымские татары вообще непроходимы, поскольку округа будут увеличены вдвое, нигде избиратели из числа крымских татар не будут составлять и четвертой части списка. Такая система не может быть приемлема.

— Как будет решаться проблема представительства крымских татар в парламенте Украины?

— Эта проблема будет решаться в рамках доброй воли тех или иных политических партий. Для меня представляется, что это вообще интересная ситуация. Крымские татары могли бы пойти в блоке с несколькими всеукраинскими партиями, и может быть это было бы полезно для прорыва и искусственной изоляции, и самоизоляции крымских татар. Ведь согласитесь, что и в стране в целом, и в автономии наступило уже такое время, когда многие вопросы должны решаться не только крымскими татарами, и не столько крымскими татарами, сколько на современной общедемократической основе.

Естественно, никто не исключает единичной возможности избрания крымских татар в мажоритарных округах, но это чисто теоретическая возможность.

Я напомню вам, что еще в сентябре 1990 года была разработана схема расселения возвращающихся крымских татар, и в соответствии с ней ни в одном городе или районе крымские татары не могли, по замыслу коммунистов, представлять больше 25 процентов населения. Уже тогда коммунисты предвидели, что наше участие во власти будет представлять для них угрозу, а сейчас их преемники понимают, что они продолжают именно эту линию и делают это сознательно. Тем не менее — мое твердое убеждение состоит в том, что любая страна, а тем более Украина на нынешнем этапе ее развития, не может существовать нормально, если целый народ будет лишен права представительства в парламенте автономии у себя на родине, которая считается для них как бы «своей» автономией, автономией ради них. Какой же тогда вообще смысл в существовании этой автономии? Мы же, как и любой другой народ или большая социальная группа, все равно должны ставить свои проблемы, добиваться их решения и влиять на этот процесс. Если нас не будет в парламенте автономии — как это делать, если мы лишены возможности влиять на общество нормальным демократическим путем через своих депутатов? Тогда мы вынуждены будем искать другие пути…

— Какие основные проблемы будут подниматься на следующей встрече Совета представителей крымскотатарского народа с Президентом?

— Она должна состояться в июле в Крыму. И вот опять складывается так, что проблемы земли и проблемы представительства в органах власти, — проблемы, на решение которых мы так надеялись с принятием этого закона! — все еще остаются главными в нашей жизни…

Никита КАСЬЯНЕНКО, Киев — Симферополь
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ