Проиграв со счетом 1:2 команде Парагвая, юношеская сборная Украины выбыла из борьбы за звание чемпионов мира на стадии 1/8 финала. Несмотря на это, выступление украинских юношей в мировом финале в Аргентине можно считать успешным.
В отличие от настоящего или «взрослого» футбола, где наше место никогда не было самым почетным и уровень которого каждый раз подтверждается мировыми, европейскими и олимпийскими финалами, проходящими без участия украинцев, в футболе юношеском Украина уже имеет определенные результаты. Это и второе место в Европе, добытое в прошлом году командой 19-летних, и нынешнее участие этих же парней в мировом первенстве для 20-летних.
Традиция успехов юношеских и молодежных команд пришла к нам еще с союзных времен, когда советские юноши регулярно достигали рубежей, недосягаемых для взрослых. Достаточно вспомнить легендарный титул чемпионов мира для 19-летних, завоеванный в 1977 году в Тунисе командой СССР с украинцами Бессоновым, Балем, Балтачей, Сивухой, Каплуном, Крячко и другими. Между бывшими и нынешними успехами молодых украинских футболистов на международной арене есть много общего, однако есть и разница.
Начнем с отличий. Детский и юношеский футбол 70—80-х отличается от нынешнего несколькими факторами. Прежде всего массовостью, которой, следует это признать, наш футбол уже никогда не будет иметь. И дело не только в недостаточном финансировании детских спортивных школ, но и в том, что футбол уже не является едва ли не единственным окном в мир для украинского подростка — дети имеют множество развлечений, кроме футбола. С другой стороны, талантливые игроки, которые не перевелись в наших краях, слишком рано получают возможность зарабатывать футболом на жизнь, и не только в Украине. За юными звездочками охотятся нынче сотни высокооплачиваемых взрослых дядей, готовых пообещать подростку и его родителям золотые горы в случае переезда мальчика в определенную команду, часто за пределами Украины. При нынешнем уровне жизни соблазнить способного школьника — особых усилий не стоит. Чуть ли не с 15-летнего возраста юные футболисты имеют теперь множество вариантов продолжения карьеры, а поэтому далеко не все потенциальные звезды вовремя попадают на глаза тренерам юношеских сборных.
Теперь об общем, о том, что объединяет бывшие и нынешние юношеские победы и при определенных условиях может принести успех во взрослом футболе. Как и когда-то, взрослые функционеры с большим удовольствием докладывают «наверх» о юношеских медалях, и потому для команд с ограничением возраста создаются относительно неплохие условия. Поскольку — что требуется? «Натаскать» парней на несколько матчей, чтобы всеми правдами и неправдами достичь результата. Чтобы ни говорили о добытом в прошлом году украинцами европейском «серебре», собственно игра команды (а не результат) оставила гнетущее впечатление. Пытаясь в первую очередь не проиграть, наши ребята девяносто процентов времени либо разрушали чужие атаки, либо били мяч вперед в расчете на удачу, на ошибку соперника. Одно слово — сами не играли и соперникам не давали. Хорошо, что юношеские трансляции практически ничего не стоят, и отечественная публика могла посмотреть на игру сборной тренера Крощенко в двух финальных турнирах. Игры юношей 70—80-х мы не видели, не исключено, что команды времен Бессонова, Заварова или Тарана в свое время играли так же.
Объективно — и в прошлом году, и теперь украинские юноши сыграли абсолютно одинаково. После сенсационной победы на старте (в прошлом году над Германией, теперь над Чили) команда захватывала лидерство в группе и удерживала его. А в первом же матче «навылет» наши проиграли. Только в 2000-м это был сразу финал, а нынче — только одна восьмая финала. В прогнозах перед финальным турниром в Аргентине отмечалось, что наша команда играет вместе уже не первый год. Тем более огорчительно было видеть почти полное отсутствие взаимопонимания, растерянность и скованность наших юношей, которые стремились в первую очередь не ошибиться, а поэтому ошибались все время. Каждая вторая передача отдавалась сопернику, а единственная наигранная комбинация выглядела как сильный удар в сторону чужих ворот, где за мяч должен побороться одинокий форвард Белик. Кому, в конечном итоге, проиграли наши юноши? Команде Парагвая, которая играла еще в больший антифутбол, чем наша. Южноамериканские разрушители и грубияны оказались нахальнее наших и добились победы. Какой вывод?
В первую очередь следует найти середину между собственно результатом игры юношеской сборной и главной целью ее существования. Задача не из простых. С одной стороны, как будто выигрыш не главное — лишь бы только наша завтрашняя смена заявила о себе, почувствовала свою силу и получила неоценимый международный опыт. С другой — если не выигрывать, команда никуда не попадет, никто наших звезд не увидит, и сами звезды опыта не наберутся. Из вышесказанного следует, что отношение к юношеским соревнованиям может быть различным. Так первая звезда, парагваец Санта Круз, уже второй сезон без особого успеха борется за место в составе «Баварии», а поэтому в сборную не приехал. Наш Белик, который в «Шахтере» в таком же положении, на юношеский чемпионат поехал и забил там два фантастических по красоте гола.
Традиционно сильные футбольные государства не слишком озабочиваются успехами юношей — Бразилия, Италия, Англия, Испания, Германия думают о настоящих мировых и континентальных титулах, рассматривая юношеские сборные как одну из десятков составляющих главного успеха. Но есть и другой опыт. Франция, которая завоевала в последнее время почти все возможные в мире титулы, создала в свое время сквозную систему национальных команд всех возрастных групп под общим руководством. В итоге юные звезды плавно переходят из сборной в сборную, а главная команда страны просто трещит от способной молодежи, которая дышит в спину заслуженным мастерам. Пример — последний кубок Конфедераций, где Франция уверенно победила без участия своих первых звезд во главе с Зиданом. Будем ли вспоминать отечественный опыт, когда недомогание одного-двух игроков сборной объявляется чуть ли не национальной трагедией?
Безусловно, опыт Франции нам ближе, и попытки создать в Украине стройную систему отбора юных талантов через сборные различных возрастных групп можно только приветствовать. Количество же талантов и качество работы с ними — это уже другая плоскость. Благодаря мировому первенству среди юношей мы увидели в деле ближайший резерв украинского футбола. Сказать, что игра нашей молодежи вдохновляет, было бы преувеличением. С другой стороны, есть несколько футболистов, способных уже в ближайшее время помочь главной команде страны. А что касается результата, то последним чемпионом Европы среди 21-летних были итальянцы, среди 19-летних — французы. Команды именно этих двух стран боролись в прошлом году в финальном матче за звание «взрослых» чемпионов Европы. Таким образом повторение результата юношей — одна восьмая мирового финала — было бы для национальной команды Украины значительным и первым в ее биографии успехом.
Чтобы завершить аналогию, вспомним дополнительно, что наши звездные юноши 70—80-х сумели впоследствии выступить и в мировом финале 86-го, и в европейском 88-го. А это значит, что провозглашенная в прошлом году для национальной сборной «Цель — 2002» не завершится в следующем году. Футбольная жизнь не заканчивается в 2002 м, нас есть кому представить на мировой арене и в последующие годы.
И пусть мировое чемпионство, даже юношеское, осталось пока недосягаемым, мы вернулись, наконец, в мировой футбол. Зрители на стадионах Днепропетровска, Донецка, Кривого Рога, Одессы, Борисполя и других городов, откуда пришли в сборную участники мирового финала среди юношей, будут узнавать теперь среди игроков совсем молодых парней, которые первыми в истории нашего государства вышли на игру в мировом финале в желто-голубой форме с украинскими фамилиями на спине. После соперничества с юными чилийцами, китайцами, американцами, парагвайцами наших ребят ожидает борьба со взрослыми украинцами. Наш чемпионат можно будет смело сравнивать с соревнованиями мирового уровня, в которые наши футболисты обязательно вернутся. Хотелось бы, чтобы побыстрее.