Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

СТОП-КАДР

Муратова — наше кинематографическое все
21 июня, 2001 - 00:00

Кончились Российский открытый и международный кинофестивали в Сочи. Призы вручены, в основном предсказуемые и незаслуженные, считает Газета.ru . «Золотую розу» вручили Сергею Соловьеву за «Нежный возраст». Гран-при дали Карену Шахназарову за «Яды, или Всемирную историю отравлений». Лучшая мужская роль сыграна в фильме «Приходи на меня посмотреть» Олегом Янковским, по совместительству режиссером картины и президентом «Кинотавра», и женская Ольгой Конской в фильме «Любовь и другие кошмары». Спецприз жюри получил фильм «Даун-хаус», а Кира Муратова заслужила приз критиков ФИПРЕССИ за «Второстепенных людей», которые между тем назывались многими критиками главным событием фестиваля. Еще бы не главное — единственный почти не засвеченный фильм серьезного режиссера. К этому утверждению Газета.ru можно лишь добавить, что не будь Киры Муратовой, которая, несмотря на все сложности, снимает свое кино с завидной регулярностью, то Украина вообще бы не звучала на кинофорумах в последние годы. Ведь и в Берлине, и в той же России украинский кинематограф упоминается во многом только благодаря картинам Киры Муратовой.

В конкурсе дебютантов был лишь один крутой боец — Сергей Бодров- младший. Его «Сестры», разумеется, и выиграли. В конкурсе международного фестиваля лучшим оказался, по мнению и обозревателей, и жюри, английский «Мой брат Том» режиссера Дома Родероу.

Нынешние награды — слабому, но безмерно пафосному эпосу о 90-х Соловьева унылому и корявому двухголовому (бытовая комедия с костюмным фарсом) уродцу Шахназарова, вымученному псевдоэпатажу Кочанова, который якобы опустил Достоевского, истрепанному мастерству Янковского и сомнительным достоинствам Конской — подтвердили лишний раз, что «Кинотавр» играет исключительно важную роль в российском кинопроцессе — поддерживать амбиции именитых, но никому не нужных деятелей.

У Сочи осталась одна, но чрезвычайно ответственная миссия — поощрять гонор отечественных мэтров, а заодно привечать звезд неопределенной величины, вроде Орнеллы Мутти и Жан-Клода Ван Дамма, почтивших закрытие «Кинотавра-2001» своим присутствием.

Москва в отсутствии российского кино

Сегодня в российской столице открывается XXIII Московский международный кинофестиваль. В конкурсную программу включено 17 картин из Гонконга, Германии, Индии, Норвегии, Нидерландов, Франции, Италии, Чехии, Польши, Испании, Южной Кореи, Венгрии, Швеции, США, Китая, Ирана, Аргентины, и — ни одной российской. В соответствии с требованиями оргкомитета ММКФ, в конкурсе могут участвовать только фильмы, не показанные ранее на других киносмотрах. В таком случае реальный шанс попасть в конкурсную программу XXIII Московского кинофестиваля имела лента «В августе 44-го...». Но руководство ММКФ отказало ее создателям, мотивируя свое решение тем, что фильм уже вышел в широкий прокат.

Жюри Московского кинофестиваля нынешнего года возглавит немецкий режиссер, актриса и драматург Маргарете фон Тротта. Среди членов жюри китайский режиссер и актер Чжан Вэнь, наш Богдан Ступка, один из лидеров фестивального движения Мориц де Хадельн, актриса Ингеборга Дапкунайте.

Помимо конкурса на фестивале будут показаны программы «Восемь с половиной» и «Национальные хиты». Программа «Восемь с половиной», которая является авторским проектом Петра Шепотинника, познакомит зрителей с новейшими тенденциями кинематографической моды. Впервые в этом году в видеоприложении к программе, которое названо «Ателье», будут демонстрироваться документальные фильмы о крупнейших представителях мировой кинорежиссуры Андрее Тарковском, Райнере Вернере Фассбиндере, Ингмаре Бергмане и других. Программу «Национальные хиты» составят фильмы, пользующиеся наибольшим зрительским успехом в стране, где они были произведены.

На фестивале будет представлено несколько ретроспектив. Одна из них — «100» — приурочена к 100-летним юбилеям режиссеров Марка Донского, Ивана Пырьева и Михаила Ромма. Будет также показана ретроспектива «Семейный бизнес», в которую войдут фильмы представителей известных кинематографических династий.

Внеконкурсная программа включает панораму современного кино Швейцарии, параллельный показ новейших фильмов Северной и Южной Кореи, программу российского кино и молодежную программу. Медиа-форум, который проводится уже второй год, позволит зрителям и профессионалам познакомиться с авангардистскими формами экранной культуры.

Сергей БУГАЕНКО, Москва, специально для «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ