Характерная особенность Грузии — в том, что несмотря на все события последних лет, в том числе и гражданскую войну, в грузинском обществе нет споров ни по поводу европейского выбора страны, ни по поводу ее самостоятельности. Коммунисты утратили влияние на политику. В свою очередь, по словам посла Грузии в Украине Григола Катамадзе, Грузия очень благодарна Украине за вклад в урегулирование конфликта в Абхазии, за помощь в создании армии. И просто за сохранившиеся отношения между народами. Посол Катамадзе дипломатично не стал обсуждать с журналистами «Дня» возможности более тесных политических консультаций в ГУУАМ, не отрицая их возможности в принципе, и отметил, что «здоровая конкуренция — это всегда хорошо».
— Какова стратегия Грузии в ГУУАМ, который недавно на Ялтинском саммите превратился в организацию?
— ГУУАМ стал реальностью, сформировался как субрегиональная организация. В его рамках страны- участницы стремятся к тому, чтобы, исходя из общих целей, помогая друг другу, повысить уровень экономического развития наших стран и благосостояние народов, интегрироваться совместно в европейские и мировые структуры. По нашему видению, это один из главных приоритетов деятельности объединения, что нашло свое отражение в совместном коммюнике и Ялтинской хартии. Также хотел бы сказать (это не раз подчеркивалось и в выступлениях президентов стран-участниц), что организация ГУУАМ ни в какой мере не противоречит какой-либо другой международной организации или интересам каких-либо отдельных стран. Наоборот, ГУУАМ будет стремиться к тому, чтобы своими усилиями дополнить многие другие организации.
— Как вы думаете, почему на Ялтинском саммите не удалось реализовать то, на что мы, возможно, больше всего надеялись в Киеве — соглашение о зоне свободной торговли?
— Грузия была инициатором соглашения о создании зоны свободной торговли, и я не хотел бы говорить о нем в прошедшем времени — «надеялись». Соглашение о создании зоны свободной торговли было не до конца отработано экспертами. Я имел возможность принимать участие в работе экспертов на саммите, поэтому не склонен говорить о каком-либо влиянии на них, в частности, России.
По поручению президентов эксперты продолжат серьезные консультации. И есть очень большая надежда, что мы сможем выйти на подписание данного соглашения, думаю, не позднее конца этого года. Такое желание есть у всех. Думаю, что этому будет способствовать инициатива узбекской стороны о проведении встречи деловых кругов не только стран ГУУАМ, но и других заинтересованных сторон — европейских структур, финансовых организаций, в том числе Тихоокеанского банка развития.
— На территории СНГ возникло два объединения — ГУУАМ и Евразийское сообщество. Как вы расцениваете перспективы конкуренции между ними за возрождение Великого шелкового пути?
— Здоровая конкуренция — всегда хорошо. Но ГУУАМ конкурировать с какими бы то ни было международными организациями не будет. Сегодня многие компоненты этого Великого шелкового пути уже работают, и они проходят через наши страны. К тому же ГУУАМ — открытое объединение, готовое сотрудничать с любыми международными организациями, с любыми государствами.
Один небольшой пример. В 1996 году мало кто верил в перспективность паромного сообщения между Украиной и Грузией, в 1999-м паром был загружен только на 25%. Но если в первом квартале 2000-го года паром Ильичевск—Поти перевез 47 тысяч тонн, то в первом квартале этого года, благодаря достигнутой договоренности о снижении тарифов на транзитный груз, — уже 87 тыс. тонн.
Проявилась заинтересованность Словакии в сотрудничестве с ГУУАМ, ранее о таком интересе заявляли Румыния и Болгария. Подписание соглашения о зоне свободной торговли даст импульс для большей заинтересованности других стран.
— Как вы расцениваете возможность координации политики стран участниц ГУУАМ в отношениях с Северно-Атлантическим Альянсом в свете приоритетности для Грузии интеграции в европейские и евроатлантические структуры?
— Действительно, стратегия нашего государства в том, чтобы в максимально короткие сроки постараться интегрироваться в европейские и атлантические структуры. Что касается координации действий, вы знаете, что в Хартии ГУУАМ обозначены в том числе и политические консультации между нашими странами. Но думаю, что на этом этапе в рамках ГУУАМ такая координация не предусмотрена.
— Эдуард Шеварднадзе заявил, что к 2005 году Грузия намерена «постучаться» в двери НАТО. Ваша страна собирается вступать в Альянс после этого срока?
— Углубление сотрудничества с НАТО, действительно, является одним из приоритетов нашей внешней политики. Мы активно участвуем в различных программах, в том числе, Партнерстве ради мира. Но мне трудно так далеко заглядывать.
— Отношения Грузии с Россией — это предмет внутриполитической борьбы в вашей стране, или можно говорить о единой позиции?
— Мы со всеми своими соседями стараемся находить общий язык и налаживать равноправные, добрососедские отношения. Как получается на сегодняшний день, в том числе, с Россией — это вопрос немного другой. Я думаю, что отношение в Грузии к великому соседу однозначно единое, все прекрасно понимают, что с Россией у нас должны быть добрые, равноправные взаимоотношения. Однако грузинский парламент в очень короткие сроки ратифицировал Договор о дружбе и сотрудничестве, подписанный президентами Ельциным и Шеварднадзе в 1994 году. А российская Государственная дума до последнего момента не решилась его ратифицировать. В прошлом году по инициативе нашего президента лидеры двух стран высказались за возможность подписания нового рамочного договора в связи с тем, что с 1994 года появились новые реалии. Если он будет подписан и ратифицирован в ближайшее время, это вернет наши отношения в нормальное русло. Мы смогли наладить прекрасные отношения с нашими соседями — Азербайджаном, Арменией, Турцией, и с Россией не представляем себе других отношений, кроме как добрых и партнерских.
— Коллеги-журналисты из Грузии, представители и государственных, и негосударственных аналитических структур говорили о разочаровании тем, как складываются отношения между Грузией и Россией, и в то же время — о надежде, что отношения между Грузией и Украиной будут складываться с немного другими императивами....
— Грузино-украинские отношения — совершенно особенные. А ведь эти отношения не могли бы быть такими, если бы на неформальном уровне, просто между людьми не было бы тяготения друг к другу. 1994 год, например, б ыл одним из самых тяжелых для Грузии. Именно в этом году было открыто посольство Украины в Грузии — единственное диппредставительство, где в течение нескольких месяцев у резиденции посла не было никакой охраны. Главной охраной посла Украины в Грузии был ваш блакитно-жовтый флаг. Не хочу ничего преувеличивать, но таких друзей, как Украина, Грузии еще надо поискать. И наоборот.
— Наши страны, кажется, поняли необходимость к восстановлению позиций на рынках друг друга?
— В первые годы после распада СССР мы фактически потеряли украинский рынок, так же как Украина — грузинский. Но теперь традиционная грузинская продукция начала возвращаться в Украину. Есть определенная тенденция к росту торгово-экономических отношений. За 5 месяцев 2001 года торговый оборот между нашими странами составил $29 млн., из них 25 млн. — экспорт из Украины.
— По вашему мнению, может ли Украина делать больше для урегулирования в Абхазии?
— Украина уже сделала большой шаг на сложном пути разрешения этого конфликта. Я хочу вспомнить визит министра иностранных дел Украины господина Анатолия Зленко в Тбилиси, а затем в Сухуми, в преддверии Ялтинской грузино-абхазской встречи, и саму Ялтинскую встречу, которая привлекла мировое внимание к этой проблеме. Я помню, как проходили встречи до того. Благодаря усилиям украинской стороны, эта встреча дала возможность пообщаться особенно непримиримым, тем, кто вообще не хотел разговаривать друг с другом.
Были достигнуты договоренности о налаживании выпуска абхазской прессы по всей территории Грузии и грузинской в Абхазии, обмене учеными. Помимо основной нагрузки, украинская сторона содействовала активизации народной дипломатии.
Украина, на мой взгляд, не выступает посредником на переговорах, но делает все, чтобы помочь советами или иным образом. Этот подход очень ценят как в Тбилиси, так и в Сухуми, Украина смогла развеять все сомнения о том, что будет необъективна по отношению к одной или другой стороне. И мы приветствуем любые ее усилия. Мы со своей стороны говорим о предоставлении Абхазии самой широкой автономии в рамках единого государства. Это очень сложный процесс, если бы не было событий 1992— 93 годов, намного проще было бы разрешить этот конфликт.
— Рассматривается ли альтернатива российскому миротворческому контингенту в Абхазии?
— Недавно совет глав государств СНГ в очередной раз продлил мандат российских миротворческих сил до 1 января 2002 года. У российских миротворцев появился еще один хороший шанс, чтобы на деле показать эффективность своего пребывания в Абхазии. К ним сегодня есть много вопросов. Согласитесь, присутствие в зоне конфликта контингента только одной страны всегда будет вызывать определенные сомнения в его объективности.. Думаю, на следующем заседании совета глав государств СНГ этот вопрос будет рассмотрен.
— Может быть, стоит подумать о создании миротворческих сил в рамках ГУУАМ?
— На Ялтинском саммите этот вопрос не обсуждался. Говорить о каких-то перспективах очень сложно. Конечно, Украина имеет очень большой опыт участия в миротворческих операциях, она в состоянии оказать помощь многим странам в разрешении конфликтных ситуаций. И вместе с тем, если будет активизировано наше экономическое сотрудничество и созданы благоприятные условия для развития экономики, это будет одним из факторов для разрешения конфликтов.
— Можно ли говорить, что грузинское общество пришло к консолидации после гражданской войны?
— Не только как посол, но и как гражданин Грузии очень хотел бы утвердительно ответить на ваш вопрос. Многие вопросы еще не до конца согласованы. Но по принципиальным вопросам, связанным с будущим государства, таким, как независимость страны и ее европейский выбор, наше общество едино. Вы не найдете ни одного политика, который сказал бы, что мы не являемся европейской страной и не хотим интегрироваться в европейский структуры.
— И грузинские коммунисты так считают?
— Коммунисты в Грузии — это не слишком большая сила, она вряд ли может влиять на политику. Но даже среди них очень многие разделяют уверенность в европейском выборе Грузии.
— Дискутируется ли в Грузии вопрос о вступлении в какие-либо союзы, военно-политические соглашения с Россией?
— Я не помню дискуссий о вступлении в какие-то военно-политические блоки, особенно после того, как в 1999 году мы вышли из договора о коллективной безопасности (в СНГ. — Ред .)
— Как бы вы оценили перспективы такого деликатного вида сотрудничества, как военно-техническое?
— Украина стала первым государством, с которым мы подписали договор о военно-техническом сотрудничестве в 1996 году. Год спустя первые военнослужащие из Грузии появились в Академии вооруженных сил Украины. И сейчас ваша страна готовит много кадров для нашей армии. Ваш опыт строительства армии, формирования офицерского корпуса для нас очень важен.
В 1996 году Украина передала в дар Грузии первый сторожевой катер. Примеру вашей страны последовали Греция, Турция, США, которые передали ВМС Грузии корабли разного класса. В 1999 году из Украины в Грузию был поставлен ракетный корабль, что качественно изменило состояние ВМС Грузии. На судоремонтных заводах Украины были отремонтированы наши корабли. В конце 1999 года наши вертолеты, выведенные из строя во время событий 1992—1993 гг., были поставлены в Украину на ремонт, и сейчас 7 боевых машин полностью отремонтированы.
— Грузинская Православная церковь может вывести на улицы Тбилиси несколько тысяч протестующих против визита Папы Римского, как это было в Греции и происходит в Украине?
— Это очень деликатный вопрос. Государственный визит Папы Римского Иоанна Павла Второго в Грузию, который состоялся год назад, был очень удачным и успешным. В преддверии этого визита высказывались различные мнения, но особых противоречий не было.