Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ОПЫТ СВОБОДЫ

15 июня, 2001 - 00:00

49 Биеннале в Венеции и первое в нынешнем тысячелетии собрало наибольшее количество стран- участниц за всю историю этой грандиозной международной выставки искусств. Биеннале проходит в садах Джардини ди Кастелло, отдаленно напоминающих ВДНХ, с большим количеством несколько эклектичных по архитектуре павильонов, среди которых и российский, построенный, кстати сказать, в начале ХХ века на деньги нашего фабриканта Терещенко. В павильонах проходят официальные презентации стран-участниц, экспозиции которых формируются на усмотрение кураторов презентаций. Здесь можно увидеть все то, что довольно относительно, конечно, подпадает под понятие модного в искусстве: инсталляции, видео, живопись, скульптура и т. д. и т. п.

Те же страны, которые не имеют своих официальных павильонов в Джардини, арендуют старинные дворцы (а собственно, не старинных здесь и нет) по всей Венеции. Подразумевается, что официальные павильоны составляют политическую часть биеннале, поскольку в них каждая страна должна продемонстрировать свои — национальные или государственные — представления о современном искусстве.

Для гурманов же большой интерес представляет Центральный павильон в венецианском Арсенале (он находится неподалеку от Джардини), который представляет собой грандиозное сооружение, занимающее 3 тысячи кв. м. Его экспозицию формирует непосредственно главный куратор биеннале Харальд Земан . Попасть сюда для художника престижно. И непросто. Здесь не срабатывают признанные авторитеты и устоявшиеся репутации, здесь нет различия между признанными и молодыми художниками, не отдается предпочтение одному стилю перед другим. Все представлено в единой экспозиции, без временных и пространственных разграничений. Выставка в нынешнем году проходит под девизом «Плато человечества». Но это не тема, а скорее, некоторое определение уровня современного искусства, с которого можно видеть запредельное. Вот как сам Харальд Земан формулирует задачи биеннале:

— Термин «плато» вызывает различные ассоциации: он может относиться к горам, может означать фундамент и основание, а еще плато — это высокая платформа. Биеннале изобразительных искусств надеется сыграть роль именно высокой платформы, предлагающей новый взгляд на человечество. В 50-х весь мир объехала выставка под названием «Семья человека»; в начале нового тысячелетия название нашего биеннале предполагает связь с той выставкой. Однако сейчас шансы на то, что все люди мира станут в самом деле единой семьей, выглядят не слишком высокими, несмотря на надежды, возлагаемые на глобализацию, и несмотря на то, что многие стены рушатся или уже разрушены. Ежедневно мы видим, как проявления религиозной и политической розни — а порой и неприкрытое стремление к превосходству — рождают новые конфликты, которые могут привести к войне. И реакции художников резко отличаются от того, что было 10 лет назад: они больше не дают заявок на самоидентификацию, скорей, взывают к вечным ценностям человечества — призыв, имеющий под собой почву только, если он основан на «своем», национальном, «коренном». На данный момент, как кажется, вековая борьба между фигуративным и абстрактным искусством уже ушла в историю. Осознание пространства и времени (и того, как пространство может превратиться во время) теперь стало частью совместного опыта. До такой степени, что некоторые идейные художники в самом деле оказались способны освободиться от движущих сил автономности и независимости и обратиться в своем творчестве к желаниям, образу жизни и к видению того опыта, которым люди могут поделиться друг с другом — процесс, который может быть недооценен, может вызвать потрясение правды. Выставка этого года направлена именно на этот конкретный опыт свободы. Ключевой экспонат выставки — «Конец ХХ века» Джозефа Бэйса, который всегда был неутомимым защитником концепции свободы, выражая ее пластически как энергетическое поле: капитал-творчество. Он надеялся, что с концом старого и началом нового столетия нашего тепла будет достаточно, чтобы вдохнуть жизнь в то, что пока еще оставалось неорганикой. Именно эта идея выражена в глыбах туфа, которые лежат на земле, глядя на нас огромными круглыми глазами, словно доисторические рыбы в ожидании освобождения.

К этому можно добавить, что наряду с Бэйсом, множество других художников двадцатого века получили возможность представить квинтэссенцию своего личного вклада в искусство. Среди них, что особенно приятно, и наши Виктор Марущенко и Александр Ройтбурд, чьи проекты представлены в Центральном павильоне.

Вообще, для нас нынешнее биеннале особенно примечательно. Ведь среди стран-неофитов, таких как Новая Зеландия, Гонконг, Таиланд и др., была и Украина. С формальной точки зрения, мы выглядели вполне пристойно. Действительно, впервые состоялась национальная презентация Украины, два наших соотечественника, повторяю, были представлены в международной экспозиции, и наконец, впервые благодаря гранту фонда «Відродження» большая группа искусствоведов, журналистов, кураторов проектов, галеристов смогла побывать на открытии Биеннале в Венеции (оно продлится до ноября). А вот по сути... Лично мне пришлось пережить мучительное чувство неловкости от созерцания нашей, так называемой, презентации, больше напоминающей местечковый междусобойчик. Украинский павильон представлял собой военную палатку, установленную под забором Джардини с внешней стороны биеннале, хотя и неподалеку от центрального входа, но для публики абсолютно неприметную, поскольку не имела никаких опознавательных знаков. Я уж не говорю о национальном флаге, которые развивались над другими павильонами, даже вывески толковой не было. Но самое печальное — это невнятность и убогость экспозиции, представляющую собой подобие панорамы в каком-нибудь заштатном районном музее: непременные подсолнухи, раскинувшиеся поля и грозно дымящийся Чернобыль. Надо полагать, этакий апокалипсис по-украински в соц-артовском, а, по сути, совковом исполнении. И это наше государственное и национальное представление о современном искусстве? Грустно это, господа...

***

Подробный рассказ о 49 Биеннале и Венеции вообще, об актуальном искусстве, которое было представлено на выставке и нашей экспозиции в общем контексте читайте в ближайших номерах «Дня».

Анна ШЕРЕМЕТ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ