День Киева — праздник, можно сказать, почти семейный. Он чем-то сродни дню рождения, на который гостей не зовут, они приходят сами. Так произошло и в столице: число приезжих было значительным и не только, за счет донецких болельщиков. Хотя в этом году Киев, перерытый и одевшийся сплошь в строительные леса, казалось, совсем не готов был к приему гостей. Впрочем, как показал опрос «Дня» (читайте на стр.6), неудобства, связанные с массовым строительством, менее всего допекают киевлянам: кто же станет возражать против благоустройства столицы. Как можно согласиться и с Иваном Плющем, который вчера на встрече с правящим бургомистром Берлина Эбергардом Дипгеном заявил, что «сегодня Киев разрыт, но для того, чтобы он стал еще более красивым и удобным» — цитирует председателя Верховной Рады Интерфакс-Украина. К тому же, отмечает спикер, большинство новых объектов строится на средства инвесторов на частной основе. В общем, «мы выходим на европейские стандарты». Нам бы еще побольше европейской упорядоченности, плановости, публичности в обсуждении наиболее важных объектов, прозрачности в их финансировании, поменьше стихийности и авральности — и вот уж поистине выйдем на «европейский уровень и по темпам, и по качеству, и по содержанию» (полемику на эту тему читайте на стр.4).
Но праздник все же состоялся. Как это было, читайте в репортажах журналистов «Дня».
Начал я с другом свой вояж по праздничной столице с Михайловской площади. Там шла активная распродажа батончика «NATS». Веселая, по- клоунски одетая девушка приглашала к творчеству — рисованию картин на тему батончика. И из каждых пяти рисунков определяется победитель. Для затравки висела картина-победительница прошлого раза: там была изображена ощипанная синяя курица рядом с клеткой, где лежал батончик. Под ней большими буквами было написано: «Курочки тоже любят». Впечатление создавалось такое: неутешительная панорама после нашествия петуха — сексуального маньяка...
На Владимирской колыхалось море художников. Привлекла к себе лавка с нэцкэ — японскими фигурками.
— А почему у вас мальчик с заячьим хвостом? — поинтересовался у продавщицы мой приятель.
— Это не хвост, — ответила она. — Это воробей счастья.
Мы с уважением посмотрели на зад мальчика. Также поразило нас обилие всевозможных крыс.
— А почему у вас так много этих, довольно несимпатичных грызунов? — спросили мы.
— Крыса, согласно восточной мудрости, — символ достатка. Она не заводится в доме, где нечего есть, — разъяснили нам.
— Вероятно, второй подобный символ — таракан...
Далее следовал ряд натюрмортов. Довольно аппетитно была изображена россыпь клубники и черешени. Между ними разместились отлично сервированные столики со спиртным. Один натюрморт — вино «Кьянти» с половинкой персика. Другой — бутылка «Первака», нарезанное сало, черный хлеб и соленый огурец. Возле этого полотна мужчины задерживались подолгу.
— Почем продукты? — спросили мы автора — двухметрового художника с русой скандинавской бородой.
— Клубника и черешня — по триста, — по-деловому отозвался он, — вино и водка — по сто.
Дороговато. На Лесном рынке дешевле.
Рядом лысый мастер, воспевая свой пейзаж какой-то даме, напирал не на его живописность, а на качество краски: «Берите, вам говорю. Гарантия на 15 поколений». — «А что потом?» — спросила она. — «Пригласите реставратора», — посоветовал художник. Судя по всему, дама обладала зарядом бодрости на 15 поколений. Почти бессмертие!
Далее были представлены полотна старинного Киева. Тут же были и панорамы Парижа XIX века. Отличить одно от другого, практически, невозможно. Мы обратились к краснощекому художнику в задорных цветных шортах: — «Простите, а где тут Париж, где Киев?». Он довольно засмеялся: «Действительно. Многие путаются. Французы, например, узнают этот квартал. Но, говорят, там этой башни нету — ее снесли лет 100 назад. А киевляне думают, что это башня профсоюзов с часами на доме профсоюзов».
— А вот это точно Ярославов вал, — проявили мы эрудицию.
— Точно, — обрадовался художник.
— И сколько стоит кусок Ярославого вала?
— 300 у.е., — ответил творец.
Почему-то мы втроем сразу загрустили.
— Все таки фешенебельная улица, — оправдывался художник. — В центре города.
— Да, это тебе не какие-нибудь Теремки-2, — согласились мы.
Поднимаемся по лестнице к Историческому музею. Там обещали устроить рыцарские турниры, соревнования лучников из арбалетов и т.п. Однако, на площадке перед музеем просто неприкаянно бродили феи, пираты, казаки, мушкетеры, татаро-монголы. «Когда турниры начнутся?» — поинтересовались мы у парня, одетого пажем. — «Не знаю. Организаторы никак не договорятся между собой. Торчим уже тут три часа. И все зря. Мало того, я еще и сессию заваливаю, — недовольно сказал паж. — Чувствую у меня этот турнир плавно перейдет в академотпуск. Да и есть охота».
Поблагодарив голодного пажа, мы отправились дальше.
Напротив Андреевской церкви на картине была изображена битва.
— Что за побоище? — спросил я автора.
— Ледовое, — кратко ответил он.
— А почему нет снега?
— Слишком жаркая битва — все растаяло.
— Наоборот — они у вас какие-то вялые. Зрелище напоминает киношную массовку. Режиссер крикнул: «Стоп!» и все временно замерли. Особенно поражает Александр Невский. Мало того, что он сидит на лошади задом наперед, у него еще совершенно перепуганное лицо. Хорош герой! Главная мысль у него: «Господи, когда все это закончится!».
— Вообще, я делал копию, — почесав затылок сказал художник. — Но с вашей трактовкой я согласен — какому нормальному человеку понравиться быть в центре бойни.
Резонно.
Толпа возле замка Ричарда стала сгущаться. С боков стали немилосердно давить. В это момент, под ногами, попалась вылепленная фигурка мыши, попавшей в мышеловку. И ее рта выпал недоеденный сыр. Сзади золотыми буковками была выведена заповедь, которой мышь пренебрегла: «Не укради». — «Это скульптурная композиция, — называется «Преступление и наказание», — поинтересовался я. — «Вроде того, — берите. — отозвалась с улыбкой кареглазая художница. — Больно уж зрелище душераздирающее... — А вы купите — и выпустите мышь на свободу» — «Она уже мертвая» — «Нет, глазки у нее пока не закрылись», — ответила она с обаятельной улыбкой палача.
С трудом протиснувшись дальше, мы обнаружили плитки с египетскими изображениями. Один персонаж с лицом волка собирался делать фараону массаж.
Однако усатый загорелый продавец нам пояснил, что это предположение неверно. Это египетский бог смерти Анубис явился в качестве проводника на тот свет за фараоновской душой. Впечатлил и один из богов Солнца — Гор. Если бы кандидат в президенты Америки использовал этот факт для дополнительной раскрутки своей фамилии — глядишь и выиграл бы у Буша. Но больше всех нам понравился затесавшийся среди египтян греческий бог Кайрос. Он был похож на атлетически сложенного казака. С оселедцем на бритой голове. У греков он являлся богом удачи. Нужно было постараться ухватить его за чуб. Отсюда выражение: «Поймать удачу».
В самом низу Андреевского у розового выцветшего шара проходили бои между парнишками при помощи деревянных мечей. (Одно оружие было схвачено синей изолентой). Но сражались они без энтузиазма. Вроде тех воинов Александра Невского на картине...
К вечеру мы с другом оказались в Речпорту. Здесь было одно из самых впечатляющих зрелищ в Дни Киева — гигантская очередь в туалет. Метров сто. Что удивительно в нее становились даже мужчины. Грустно отстояв какое-то время в толпе мы вдруг услышали зычный голос перекисно-водородной блондинки — работницы данного учреждения: «Мужчинам можно без очереди». Давно я не помнил у себя такой легчайшей, воздушной походки! Но как на нас смотрели дамы! Как в самые жестокие времена дискриминации по половому признаку. На этом дело не закончилось. Через полчаса в свой туалет мужики войти не могли — из- за женского засилья. Ситуация напомнила сцену из «Джентльменов удачи».
Путем невероятных приключений, обрастая друзьями и знакомыми, мы опять оказались возле Исторического музея. Круг замкнулся! И самое удивительное, что сейчас там происходило какое- то действо.
На фоне закатного солнца боролись в отгороженном заборчиком загоне, раздевшиеся до пояса ребята. Они упирались ногами в землю и, сопя, толкались. Кто кого повалил — победитель.
Один длинногривый «кентавр», отхлебнув моего коньяку, пригласил поучаствовать. Я с чувством скорбного сожаления отказался — растянул недавно связки у колена. Но ничего, надо же и на следующий год оставить чего-нибудь. Встретимся на том же месте в тот же час. В Дни Киева 2002-го года.
И НА ШОССЕ — ПЕРВЫЕ ДОНЕТТЧАНЕ
Стало уже традицией, что во время празднования Дня Киева живописные окрестности Голосеевского парка становятся своеобразным местом паломничества для любителей велоспорта. Вот и на этот раз на улице Героев обороны стартовали спортсмены-шоссейники. В рамках международных соревнований, посвященных празднику украинской столицы, перед почти восьми десятками велосипедистов, которые представляли Украину, Россию, Молдову и Беларусь, стояла нелегкая задача — как можно быстрее преодолеть стопятидесятикилометровую трассу с перепадом высот в полтора километра. Уже со старта определилось несколько лидеров, которым сразу удалось оторваться от основной группы. Практически, в течение всей гонки им удалось сохранить лидирующие позиции, в то же время ведя напряженную тактическую борьбу друг с другом. Сохранить больше всего сил на 25-круговой трассе удалось донетчанам Роману Полевому и Алексею Дикому, которые и завоевали соответственно первое и второе места. Третьим стал представитель Кременчуга Леонид Тимченко. Они и получили призы из рук известного в прошлом велогонщика, президента национальной федерации велоспорта Бориса Иванова. Кстати, приятной деталью гонки стало участие в ней (понятно, вне конкурса) нескольких прославленных ветеранов украинского спорта.
Сергей ЧЕРНЕНКО
А В ВОЗДУХЕ — ХАРЬКОВЧАНЕ
На спортивном комплексе 410 завода гражданской авиации, а также спорткомплексе «Чайка» прошли международные соревнования по авиамодельному спорту на Кубок мира «Киевское небо-2001», организованные Федерацией авиамодельного спорта Украины, ассоциацией предприятий авиапромышленного комплекса «Укравиапром», 410 заводом ГА при поддержке Киевской горадминистрации, Управления по физической культуре и спорту и администрации Зализнычного района столицы. Продемонстрировать свое мастерство в создании летательных аппаратов собрались участники из России, Украины, Польши, Узбекистана, Молдовы. По словам президента Киевской федерации авиамодельного спорта Сергея Скалько, украинские соревнования являются частью международных, а наша команда считается одной из сильнейших в мире. Только за прошлый год отечественные авиаторы привезли с различных состязаний около 22 золотых медалей, а также стали золотыми призерами среди 36 стран-участниц на чемпионате мира, состоявшемся в прошлом году во Франции.
Соревнования по авиамодельному спорту прошли в нескольких классах. Первый из них — это воздушный бой. В воздух поднимаются полутораметровую ленту, привязанную к хвосту противника. Также состязались гоночные, пилотажные и скоростные модели, которые по своим техническим характеристикам максимально приближены к настоящим самолетам и должны выполнять определенный набор маневренных упражнений, свойственных «оригиналу». Победителем в соревновании пилотажных моделей стал харьковчанин Юрий Яценко. Гоночные состязания также выиграла команда их Харькова — Владислав Журавлев и Владимир Сосновский. Сильнейшим в классе воздушного боя был признан Игорь Дементьев из Молдовы, серебряным призером стал киевлянин Станислав Черный, являющийся чемпионом мира прошлого года.
В этом году традиционный «Пробег под каштанами» — уже девятый по счету — изменил свой маршрут: из-за строительстве на улице Красноармейской участники бежали в противоположную сторону — по элитному Печерску к Аскольдовой могиле. Правда, маршрут был не совсем точно выверен — в нем было явно больше заявленных пяти тысяч метров. Об этом «Дню» сказали участники киевского клуба любителей бега «Кентавр», ссылаясь на то, что каждому из них известно свое время на этой дистанции, а тут они все не вложились в него. При этом Мила Жадан, участница марафонов в Греции и Испании, все-таки нашла, что маршрут более удачен уже потому, что последний этап проходил «с горки» против обычного, когда уставшим марафонцам приходилось преодолевать его «под горку».
На этот раз официально зарегистрировались 1450 участников, причем каждый из них внес по 20 гривней в пользу Охмадет. Ровно в десять под бой курантов по традиции стартуют участники на колясках, через пять минут звучит команда для всех остальных. И вот уже начинает таять в прямой Крещатика толпа в белых футболках, словно подгоняемая машиной «Скорой помощи». В ожидании бегунов группы поддержки ели мороженое и занимали места поближе к финишной ленточке. Примерно через четверть часа появились первые спортсмены. Те, для кого бег «на время» был принципиален, — стартовали поодиночке, стремительно влетая под арку «Финиша». Те же, для кого важен не результат, а участие, бежали с удовольствием — семьями, классами, компаниями, по ходу комментируя происходящее, как, например, это делал ди-джей Паша с «Гала»-радио. Всех очень рассмешило его замечание по дороге к Аскольдовой могиле, дескать, обидно, что некоторые бегуны уже возвращаются обратно. Мне запомнилось, как финишировала одна семья, где папа, мама и старший сын лет двенадцати бежали по-настоящему, то есть их футболки были пронумерованы, четвертый же член этой команды, которому на вид было не больше года, провел всю дистанция на руках у отца, удивленными глазами рассматривая проплывающие мимо картины.
Для награждения организаторы учредили 30 номинаций: абсолютные (по результатам секундомера) победители отдельно среди мужчин и среди женщин, среди детей (соответственно — мальчиков и девочек), самому мужественному участнику, самому старшему, самому юному, самому находчивому и т.д. Рядом со мной весело комментировал происходящее десятиклассник Вышгородского технического лицея при КПИ Максим. В пробеге он участвовал под номером 940, не получил призов, да, собственно, и не за этим приехал. Он еще в прошлом году хотел принять участие в «Пробеге под каштанами», но мама не разрешила: тогда накануне — в субботу — он ездил в Киев на футбол, а в понедельник у него был экзамен. В этом году экзаменов нет, футбола, считай — тоже («Мы болеем за «Динамо», а сегодня играет ЦСКА», — пояснил его друг Роман), и все как нельзя удачно сложилось для пробега. Ведь это удовольствие — пробежаться старинной частью города под «мигалку» и под пусть отцветшими, но все-таки каштанами. И получить его может каждый — правда, раз в год.
ЧТОБЫ БЫТЬ НА РАВНЫХ
Следующая акция на той же площадке перед киевской горадминистрацией уже проходила без призов, но более четко и, может, более торжественно. Даже «шахтеры», до того ходившие туда-сюда по Крещатику с дудками, всячески напоминая Киеву о существовании Донецка, упершись в импровизационную площадку, где происходило действие «Смотри на меня как на равного», приумолкли. Эта акция была не сколько для тех людей, которые в силу обстоятельств чувствуют себя изолированными от общества, столько для тех, кто может помочь — и не обязательно деньгами. Около сорока участников этого движения, съехавшиеся со всей страны, продемонстрировали, как можно помочь человеку на коляске преодолеть препятствие — будь-то трамвайные пути или ступеньки. Кроме того, они показали новую конструкцию коляски «активного» типа, которая помогает значительно расширить возможности ее обладателя. Такая коляска, изготовленная заводами в Киеве и Запорожье, стоит 1200 гривен и, в принципе, Центр реабилитации инвалидов-спинальников «Відродження АРС» стремиться найти эти деньги для всех, кто обращается к нему. «Надо видеть объятья тех людей, которые спонсируют покупку коляски конкретному человеку, с людьми, которые благодаря этому обретают новые возможности!» — рассказывает руководитель Центра Иван Марусевич.
Затем началось собственно зрелище: бальные танцы — и ни много ни мало — зажигательный «пасадобль»! Не увидев это своим глазами, трудно поверить, что движения человека на коляске могут быть не менее выразительными, чем у танцора. Тем, кто не был в это утро на Крещатике, подтверждаю — может. А кто продолжает сомневаться — просьба прийти на занятия клуба спортивного танца «Березіль» и убедиться самим.
Под конец акции ее участники демонстрировали свои умения в занятиях спортом: в настольном теннисе, в гонках, в фехтовании. Ну, а баскетбольное сражение команд «красных» и «зеленых» дало наконец-то возможность присутствовавшим болельщикам «Шахтера» выпустить «пар»: участник из Донецка необычайно ловко распоряжался мячом на площадке. Доставили участников акции специальные автобусы. Пока их присутствие в Киеве кажется мечтой. Но, может, она осуществится в ближайшем будущем (по крайней мере, успешное сотрудничество организаторов акции с нынешней горадминистрацией дает на это надежду) — и парк столичного транспорта пополнится автобусами и для тех, кто вынужден пока ограничивать себя в передвижении по городу.