Вячеслав КРЕДИСОВ, председатель правления Всеукраинского объединения «Новая формация»:
— Я думаю, что ключ к секрету оптимизма находится исключительно во внутреннем мире человека. Перефразировав известный афоризм Козьмы Пруткова: «Хочешь быть счастливым? Будь им!», можно сказать: «Если ты хочешь быть оптимистом, настрой себя на такой лад, на эту мажорную тональность».
На мой взгляд, больше всего оптимистов среди представителей среднего бизнеса. Почему? Потому что вообще люди, которые занимаются бизнесом в наше время, в нашей стране — безусловные оптимисты (только оптимист может неустанно взбираться на гору, с которой его все время сталкивают). А почему представители именно среднего бизнеса? По-моему, большой бизнес предполагает большую долю цинизма: наблюдение сверху вниз за всеми карабкающимися. А представители малого бизнеса (если применять ту же метафору) — это те, кто находится у горы. В этой среде встречается больше пессимистов, которые, как правило, жалуются на просто гигантское количество проверок, очень маленькие доходы и т.п. Поэтому самое большое количество оптимистов я лично встречал именно среди представителей среднего бизнеса. И, к огромному счастью, могу сказать, что я тоже принадлежу к этой категории, потому что объединение «Новая формация», которое я имею честь возглавлять, как раз и включает в себя именно представителей среднего бизнеса. Поэтому у меня, к счастью, есть возможность испытывать удовольствие от ежедневного общения, в основном, только с оптимистами.
Валентина КИРИЛЛОВА, директор издательства Соломии Павлычко «Основы»:
— Я думаю, что тайна оптимизма не определяется временными рамками. Т.е. человек может или быть оптимистом, или им не быть — и это никак не зависит ни от общества, в котором он живет, ни от наличия или отсутствия денег, ни от каких-либо других второстепенных деталей. Человек может быть оптимистом, к примеру, от рождения, но может также стать оптимистом, получив определенный опыт, поняв кое-что в своей жизни.
Что до меня, то я считаю себя оптимистом, и стать оптимистом мне помог как раз полученный жизненный опыт — опыт, более связанный с грустными событиями, утратой людей, которые были мне близки. Это то, что помогло мне отсечь второстепенные вещи, на которые я раньше, возможно, обращала больше внимания. И я выработала для себя определенную формулу, которой руководствуюсь уже очень много лет. В какие-то тяжелые моменты или периоды своей жизни я вспоминаю эту формулу и повторяю себе, что жить все же лучше, чем не жить. Это то основное, что помогает мне определиться в определенных житейских ситуациях, которые порой кажутся затруднительными. Но все, как мы знаем, узнается в сравнении. Когда мне думается иногда, что в моей жизни что-то не так или я что-то делаю не так, никто меня не любит, и я никому не нужна, и вообще задумываешься над тем, какой смысл этой жизни, то именно сама жизнь как-то исподволь подводит меня, например, к посещению онкологического института (к примеру, мне нужно было кого-то там навестить). Я туда захожу, я смотрю на действительно несчастных людей, которые объективно ничего не могут изменить в своей жизни, некоторые из них уже обречены и вынуждены жить месяцами в этом заведении скорби, в то время как я через пять минут выйду и поеду на работу, и буду общаться с людьми, и пить кофе, и буду счастливой и веселой... Так что ко мне понимание того, что такое оптимизм, подчеркиваю, все-таки пришло с жизненным опытом. Я думаю, что оптимизм состоит в мудрости. Потому что когда мы говорим об оптимизме дураков, то это уже не совсем оптимизм, это, скорее, какая-то веселость или, возможно, непонимание чего-то — это тоже неплохо, но все-таки оптимизм — вещь осознанная. Наверное, это очень важно — понимать, что в твоей жизни является первостепенным, а что — мелочи.
Зиновий КУЛИК, политолог:
— Я считаю, что секрет оптимизма (а это именно секрет, а раз секрет, значит — что-то очень индивидуальное и личное) зависит от многих факторов. Определяющим в этом деле является, наверное, жизненный опыт. На мой взгляд, секрет жизненного оптимизма — это наличие перспективы. То есть, если есть перспектива у того дела, которым ты занимаешься, у тебя — хорошее настроение, и ты оптимистически настроен. Это с одной стороны. А с другой стороны, существует категория бытового жизненного оптимизма, основа которого — благополучие твоих родных, близких, друзей. И если что-то не так в этом направлении — это как раз негативная перспектива (начиная от переживаний о том, что кто-то заболел и заканчивая поломкой автомобиля или еще чего-то). Для меня лично — это две фундаментальные составляющие оптимизма. Что касается поправки на конкретный период в жизни общества — это, опять же, индивидуально. Трагедия современности для многих состоит в том, что у них отсутствует жизненный опыт ответственности за себя и за свои действия. Коммунистическая система приучила этих людей к тому, что существуют райкомы, обкомы и ЦК, в которых сидят умные дяди, решающие все за тебя. Но это — временное, в отличие от тех фундаментальных, вневременных факторов, о которых я говорил в начале. И оптимизм тех, кто живет в Украине сегодня, как мне кажется, зиждется для людей старшего поколения (но их абсолютное меньшинство) на этих фундаментальных факторах. Но и для представителей молодого, приходящего поколения, те же факторы являются основными (без перспективы оптимизма, на мой взгляд, не бывает), но они к этому естественно подготовлены всей системой воспитания (несмотря на то, что все плачут, что система отсутсвует: воспитывает жизнь). В этом отношении, можно сказать, я представителям молодого поколения чуть-чуть завидую, потому что они воспитываются в реальных, жестких жизненных условиях.
Вячеслав ПИХОВШЕК, «1+1»:
— Я думаю, что мы живем во время торжества абсурдистской логики, когда страна и ее основные политические игроки все более и более ведут себя по логике, по сравнению с которой «Алиса в Зазеркалье» представляется просто детской фантазией. Считаю, что оптимистом в это время нужно оставаться, потому что любой абсурд имеет тенденцию к позитивному разрешению. Не бывает случаев, когда абсурд решался бы негативно. А поэтому нельзя не быть оптимистом. Жить в современной Украине и не быть оптимистом — это значит, я думаю, стремиться даже и выехать из страны. Тайна оптимизма — оставаться украинцем.