Надо воздать должное гостям фестиваля — даже рассказывая о том, что творится у них на родине, они оставались невозмутимы. Нынешняя ситуация в Тибете до боли напоминает недавние реалии нашей истории: массовые репрессии против коренного населения, уничтожение тысяч храмов и монастырей, отсутствие школ с тибетским языком обучения, запрет на малейшие проявления аутентичной культуры, превращение священной столицы, Лхасы, в притон игорного бизнеса и наркоторговли. Фактически все нынешние ламаистские общины действуют в изгнании, на территории Индии. Там же и находится монастырь Гьюдмед. Обширные зарубежные гастроли — единственное средство поведать окружающему миру правду о происходящем в Тибете. Отраду же среди бед земной жизни нгагрампамы (так называют этих монахов, наиболее продвинувшихся в буддийской философии) находят в неукоснительном соблюдении ритуалов, красивейший из которых — собственно построение Мандалы Будды Безграничной Мудрости. Зрелище, которое будет происходить несколько дней, действительно поражает как своей изысканностью, так и мастерством участников. Линия за линией, вооружившись специальными раструбами и безграничным терпением, четверо монахов насыпают разноцветным крошеным мрамором рисунок невероятной сложности. Мандала — очень емкий символ, это и двумерное отображение дворца Будды, и своего рода модель Вселенной. Фактически, ее сооружение, а потом разрушение, по канонам буддизма, способствуют установлению гармонии и благоденствия как в том городе, где проходит церемония, так и на планете в целом.
Среди прочих, один из главнейших постулатов буддистского служения — это сострадание. Возможно, для гостей из Индии то, что они показывают — отработанный да автоматизма обычай. Но все же их сострадание выше рамок привычного миссионерства, поскольку это сострадание художников, дорогое в любое время, в любой стране, независимо от мирской суеты.