Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

ВОПРОС «Дня»

Какой сейчас «украинский стандарт» образования?
25 апреля, 2001 - 00:00

Ольга ПАЛИЙ, директор Лицея туризма, Киев:

— Существующие образовательные стандарты не учитывают индивидуальных особенностей ребенка и этим наносят непоправимый ущерб как детям, так и обществу в целом. Никакому тренеру не придет в голову заставлять борца бегать на марафонские дистанции, а футболиста — выступать в боксерских поединках. Но именно такой является сегодня система обучения в большинстве наших украинских школ. Ребенка с техническими способностями, но зато имеющего проблемы с грамотностью, подтягиваем по языку, а прирожденного журналиста с проблемами по математике — подтягиваем по точным наукам. В результате — почти каждый ученик недостаточно развивает свои сильные стороны, получая сомнительные успехи по «отстающим» дисциплинам. У детей вырабатывается ненависть к школе и процессу получения знаний вообще, а общество не получает ни Мастера, ни Писателя.

Стандарты, не принимающие во внимание индивидуальные особенности ребенка, социальный заказ родителей, воспринимаются как догма, наносят непоправимый ущерб и ребенку, и обществу. Спектр образовательных услуг в нашем государстве еще недостаточен. Он должен быть разнообразным как по форме проведения учебного процесса, так и по содержанию. Никто не сомневается в необходимости обоязательного минимума по содержанию образования. Но ведь нужен именно минимум, а не всеохватывающий распоряжение, которое в полном объеме не может выполнить большинство детей. Школы должны быть разнопрофильными, а государство должно поддерживать это разнообразие, а не заглушать его. Я считаю, что именно личностная модель образования, которая базируется на индивидуальном подходе с учетом особенностей не только детей, но и работающих с ними взрослых, является наиболее перспективной моделью современного образования. Это означает выбор таких образовательных технологий, при которых формы, методы и приемы соответствовали бы психологическим особенностям обеих сторон. Над реализацией такой модели образования и работает педагогический коллектив лицея уже в течение нескольких лет.

Особое внимание в работе лицея мы уделяем предоставлению возможности ученикам учиться в своем индивидуальном темпе. В полной мере это сложно сделать во время проведения классического урока, но это легко решается на индивидуальных консультациях, где можно и «хвосты подтянуть», и освоить непрограммные темы, и погрузиться в детали. Формы творческого процесса в системе работы нашего лицея не навязываются личности, а открываются и создаются ею по собственным потребностям. Это касается как учителей, так и учеников. Персонализация обучения — это организация учебного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения определяются индивидуальными особенностями лицеистов, а различные учебно-управленческие мероприятия обеспечивают индивидуальный подход. Такая организация учебного процесса позволила ввести в лицее дополнительно к Государственному и образовательному стандартам такое понятие, как «персональный образовательный стандарт ученика». Для определения этого индивидуального стандарта отдельного ученика педагогический коллектив сначала изучает индивидуальные особенности лицеиста, а затем определяет высшую зону его развития. После чего составляется план работы с конкретным учеником по достижению определенной для него высшей зоны развития. Именно такая логика учебного процесса направляет учащегося к самосовершенствованию и формирует потребность в самореализации.

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ