Доктор Германн Майн владеет тонким чувством юмора, таким необходимым для публичных выступлений и дискуссий. В этом можно было убедиться во время недавней встречи с молодыми украинскими журналистами в Национальном союзе журналистов Украины этого известного в Германии специалиста по проблемам масс-медиа. Так, на вопросы, которые соотносилось с журналистской деятельностью его пребывания на должности представителя правительства Берлина в 1979 — 1981 годах, он чистосердечно ответил, что тогд а он «ежедневно говорил, что это правительство является наилучшим правительством всех времен». «Но, к превеликому сожалению, журналисты мне не верили», — с тонкой улыбкой добавил го сподин Майн. По его мнению, искусство политика состоит в том, чтобы «не понимать» некоторые вопросы журналистов или говорить о чем-то совсем другом, а искусство журналиста — в том, чтобы следить за тем, что говорят политики.
Бывший председатель Федерального союза журналистов Германии господин Германн Майн в Украине уже в пятый раз. Его книжка «Средства массовой информации в Федеративной Республике Германии» стала настольной не только для будущих журналистов и дипломатов, но и для всех тех, кто пытается просчитать будущее украинского медиа-пространства.
— Ощущаете ли вы изменения в украинских масс-медиа? Какие существуют общие актуальные проблемы для украинских и немецких СМИ?
— В Киеве я в пятый раз и констатирую застой в одной сфере. Речь идет о реформировании государственного телерадиовещания. В свое время я внес предложения относительно решения этой проблемы, но, к сожалению, никаких изменений нет. В Украине есть политики, которые хотели бы реформировать систему государственного телерадиовещания, но, очевидно, эти политики в меньшинстве.
Что же касается общих проблем, то те, которые существуют в Германии, наверное, существуют и здесь. Одну из них можно сформулировать так: можно ли считать газету независимой, если на ее страницах много рекламы? Могу вам проиллюстрировать это на примере одной истории. Во время посещения одного боннского ресторана мы с женой заметили мышей, причем, нас удивило, что некоторые из гостей даже играли с этими мышами, давали им поесть. Ни одна из газет в Бонне не взялась напечатать мой материал об этом, и только самая тиражируемая газета — «Бильд» — в таких случаях помогает. «Бильд» опубликовал всю эту историю, но внес небольшую правку: название «Карлгоф» было заменено на слово «супермаркет». Что за этим кроется? Дело в том, что этот ресторан — собственность большого концерна. «Карлгоф» является наибольшим рекламодателем, в том числе, и для газеты «Бильд», не говоря уже о тех всех боннских газетах, к которым я обращался. То есть все- таки существует определенная зависимость масс-медиа.
Но я должен рассказать еще о другой стороне этой пр облемы. Дело в том, что клиенты рекламы также зависят от газеты. Взять, например, иллюстрированный журнал «Штерн», который занимается Восточной Европой. Большие концерны выступали проти в задекларированной политики относительно Востока, и они решили не подавать в этом журнале свою рекламу. В число этих концернов входил и один из наибольших производителей коньяка в Германии — назовем его «Х». И шеф-редактору «Штерна» пришла в голову идея: в каждом номере журнала герои романа, который печатался с продолжением, произносили одну реплику: «Вы хотели бы заказать коньяк «Х» или что-то лучшее?». Эта фраза трижды появилась в журнале, после чего представители концерна обратились к редакции с предложением разместить рекламу, но с условием, что «Штерн» уберет эту фразу. Эти две истории призваны показать, что существует взаимосвязь и взаимозависимость между капиталом и прессой. Думаю, что-то подобное есть и в Украине.
— У нас сейчас очень актуален вопрос лицензирования в телерадиопространстве. Наш Нацсовет заявляет, что пытается сделать этот процесс открытым и прозрачным. Как происходит процесс лицензирования в Германии и каким образом там обеспечивают его открытость и прозрачность?
— Дело в том, что в органах, которые принимают решение по лицензированию, собраны представители различных политических партий, профсоюзов, церкви и многих других организаций. Когда объявляется конкурс, скажем, на ту или другую частоту, каждый может принять участие в нем. Сформулировано пять критериев отбора претендентов. Во-первых, плюрализм программной политики. Во- вторых, экономический эффект от деятельности той или другой телерадиокомпании — имеется в виду создание рабочих мест и осуществление на самом деле производственной деятельности, а не ретрансляции. Следующий критерий — объем собственной продукции и покупаемой продукции. Четвертый критерий: нет ли у претендента претензий на вещание на других частотах, иначе говоря — нет ли в его собственности других СМИ. И пятый критерий — насколько появление именно этого вещателя содействует разнообразию вещания в этом регионе или в стране в целом. Скажем, есть тридцать претендентов на одну частоту. Один получает ее. Орган, который принял решение, обязан в официальном вестнике опубликовать детальное обоснование мотивов, по которым было принято именно такое решение. Это может быть десять страниц и больше. А другие претенденты, которые не получили частоты, могут подать иск в суд против такого решения. И, нужно заметить, в Германии ведется немало тяжб именно по такому поводу.
— Предоставлением лицензий в Германии занимается один орган?
— Не один. Германия является федеративным государством, в ее состав входят 16 федеральных земель. И, за исключением Берлина и Бранденбурга (у них есть один общий орган), все другие федеральные земли имеют орган, который принимает решение по распределению частот.
— Сегодня много говорят об отличии восточной и западной журналистики. Кое- кто считает, что объяснения смысла информации нашими журналистами, ее содержания — востребованы нашей аудиторией, она этого требует...
— Журналисты в Германии ощущают себя людьми, которые призваны информировать, которые обязаны критиковать, обеспечивать свободу мысли, но навязывание своих мыслей — недопустимо. Например, журналист может сказать: определенный человек в определенной ситуации мог принять те или другие пожертвования, т.е. высказать свое мнение. Но это должно быть высказано именно как его собственное мнение, без претензии на истину в последней инстанции.
СПРАВКА «ДНЯ»
Д-р Германн Майн. Родился 06.10.1934 г. в Бремерверде, Германия. 1961 г. — диплом политолога Свободного университета в Берлине, 1964 г. — защита диссертации на снискание степени доктора филологии, 1961 — 1964 гг. — редактор новостей РИАС, 1964 — 1969 гг. — научный ассистент Свободного университета в Берлине, 1969 — 1972 гг. — редактор журнала «Шпигель», 1972 — 1979 гг. — главный редактор журнала «Журналист», 1979 — 1981 гг. — спикер Сената в Берлине. С 19 81 г. —свободный журналист. С 1989 г. — председате ль Федерального союза журналистов Германии, 1985 — 1990 гг. — член Совета по кабельному телевиде нию в Берлине, 1990 — 1992 гг. — член Телевизионного совета (ZDF), 1992 — 1998 гг. — член Совета по вопросам СМИ в Берлине/Бранденбурге. Автор книги «Средств а массовой информации в Федеративной Республике Германии».