Как ни крути, а Украина и космос неразделимы. Связь эта прочно установилась на заре космонавтики, и вытравить ее нынче просто невозможно. Украинское происхождение имели такие отцы теории полетов в мировом пространстве, как Константин Циолковский (кстати, полная фамилия Циолковский-Наливайко), Николай Кибальчич, Юрий Кондратюк. В Киевском политехе учились Сергей Королев и Владимир Челомей (конструктор известной ракеты-носителя «Протон»). Ракетная техника вообще пошла, кстати говоря, с просторов «неньки»: первые в мире боевые ракеты (после канувших в Лету китайских опытов до н.э.) создал потомок украинских казаков генерал-лейтенант Александр Засядько, он же организовал в российской армии первую ракетную роту. А именами Янгеля и, позднее, Уткина (генеральных конструкторов КБ «Южное» в Днепропетровске, создателей серии баллистических ракет, включая «Сатану» и «Скальпель») на Западе пугали детишек начиная с 1950-х гг.
В последние годы деятельность в этой области несколько поутихла, но, как считают в Национальном космическом агентстве Украины (НКАУ), сейчас Украина выходит на новый виток в освоении космоса.
БУДУТ ДЕНЬГИ — БУДЕТ КОСМОС
Сегодня НКАУ координирует работу более чем 40 предприятий — в том числе таких гигантов, как «Южмаш», где производятся ракеты-носители, КБ «Южное» им. М.Янгеля, где они проектируются, предприятия «Коммунар», «Хартрон», «Укркосмос», «Горизонт», «Киевский радиозавод», сеть научно-исследовательских центров и институтов. Все они сосредоточены в шести географических точках — Киеве, Днепропетровске, Харькове, Львове, Чернигове и Крыму. Для управления спутниками в Украине также создан единый наземный автоматизированный комплекс управления (НАКУ), включающий центры управления полетами космических аппаратов, приема научной информации, ее обработки, контроля навигационного поля и космического пространства.
Основная продукция, которой могут похвастаться украинские производители — это в первую очередь ракеты-носители, доставляющие спутники на орбиту. Их спектр широк — от «космического пикапа» типа «Циклон-3», берущего на борт 600 кг груза, до «тяжеловоза» «Зенит-3SL», вытягивающего за пределы планеты добрых шесть тонн. Сейчас идут работы над созданием мощной ракеты- носителя «Циклон-4» с высокоточной системой управления и увеличенным запасом топлива, со следующего года их планируется запускать по 6 штук в год. Новое направление — использование переоборудованных межконтинентальных баллистических ракет РС- 20 (больше известных под натовской классификацией как SS-18 «Сатана»). В этом проекте, получившем название «Днепр», Украина тесно сотрудничает с Россией. Поначалу фигурировал в этой программе и Казахстан — но лишь на правах владельца космодрома Байконур, который нынче арендуют все те же россияне (так что, встретив в литературе упоминание о казахах-участниках, не верьте глазам своим). Первая модель — «Днепр-1» (масса полезной нагрузки 3,5 тонн) — уже совершила два вывода на орбиту спутников, а дебютный запуск «Днепр-М» с грузоподъемностью 5 тонн запланирован на 2003 год. Заметим, что ресурс модернизированных ракет «Сатана» позволит использовать их до 2007 года. Интересен тот факт, что украинская космическая отрасль способна производить далеко не лишь транспорт — ракеты-носители. Если авиационное бортовое оборудование отечественного производства не всегда дотягивает до международных норм, то в космосе — иная картина, и опыт у наших производителей уже есть. Заместитель директора завода «Киевприбор» по маркетингу Леонид Перегончук так прокомментировал этот факт:
— Безусловно, Украина способна производить оборудование для нужд космоса. Так, возложенную на нас задачу по разработке и производству систем управления космическими аппаратами «Компарус» для МКС (международная космическая станция ) «Альфа» мы выполнили на сто процентов. Аппаратура радиоуправления (она представляет собой четырехконтейнерный вариант, два из которых наши, а два контейнера — российские) в настоящий момент отлично действует в служебных модулях МКС «Заря» и «Звезда» непосредственно на орбите. Наше предприятие имеет мощный потенциал в разработке и производстве современнейшей продукции для космоса, и готово выполнять подобные заказы, но, как вы понимаете, все упирается в средства. При надлежащем финансировании мы способны обеспечить космическую отрасль высококачественными бортовыми и наземными системами управления, аппаратурой командных радиолиний и радиотехнических систем для спутников.
В общем, Украина может быть супердержавой, по крайней мере в космосе. Только ей нужны для этого деньги.
ВЫШЕ ЗВЕЗД — ТОЛЬКО ПОЛИТИКА
То, что внеземное пространство приобретает для землян не только навязчивый оттенок коммерции, но и вовсю политизируется, Украина ощущает на себе как никто. Полет Леонида Каденюка, первого украинского космонавта, стал не более чем рекламным трюком. Наши друзья с мыса Канаверал показали: мол, мы не только признаем Киев в космосе — мы активно с ним сотрудничаем. На этом хваленое сотрудничество, собственно, и закончилось — Украина не принимает сегодня участия ни в одной из американских научных космических программ, впрочем, как и европейских. Запуск спутников под американским и иными флагами украинскими ракетами — стопроцентный бизнес, не более. «Дешевая доставка вашего груза на орбиту, точно и в срок!» — вот лозунг этой совместной деятельности, ни о какой науке, понятно, речь не идет. Запуская иностранные спутники, украинские специалисты даже толком не знают, что там за начинка, для каких целей. Да это и не должно волновать — проезд-то оплачен! Говоря о международном сотрудничестве, НКАУ упоминает прежде всего свои проекты «Морской старт» и «Старт из пустыни». Оба, как явствует из названия, относятся к сфере так называемых «пусковых услуг», и к освоению космического пространства и к научным исследованиям отношения не имеют, хотя и весьма интересны с технической точки зрения. Участие в разработках американской компании «Боинг» и норвежской «Кварнер» придают им незабываемый привкус коммерции. Хотя и от этого, понятно, никуда не деться. Действительно же серьезный путь Украины в космос очевиден — или с Россией, или… с Китаем, либо же (что, очевидно, наиболее реально и рационально) с обоими вместе. По поводу российских партнеров вопросов не возникает — наши производители (например, руководители того же «Киевприбора») отмечают, что практически все разработки проводятся «напополам» с россиянами. А с Китаем сегодня мы очень дружим в авиационной сфере, но уже сейчас идут разговоры и о распространении этой дружбы за пределы стратосферы. Предпосылки очевидны: Пекин рвется в космос (по последним данным, сейчас готовится первая группа китайских космонавтов), а Украине нужны средства и надежные партнеры, которые намерены реально сотрудничать, а не приглашать на второстепенные роли в рекламных шоу с условием: «Ты лети, но ничего не трогай».
В то же время с исконно «незалежной» последовательностью (или мудростью?) Киев допускает интересные промашки. Вот одна из них. Известно, что упомянутая международная космическая станция МКС не имеет официального названия. Предложенное американцами — «Альфа» — в Москве отвергли, весьма резонно заметив, что это название подразумевает «первая». Однако для российских (равно и украинских, кстати) покорителей космоса это — девятый (!) опыт эксплуатации орбитальной станции. Пока американцы как ни в чем не бывало продолжают использовать название «Альфа». Росавиакосмос остается верным своим принципам. А вот украинское космическое агентство почему-то заглянуло в рот Вашингтону, и представители нашей космической отрасли и в комментариях, и в рекламных проспектах и каталогах вовсю «альфуют».
…И КОМБАЙНЫ С ВЕРТИКАЛЬНЫМ ВЗЛЕТОМ
Вовсе неспроста сегодня НКАУ предлагает досрочно принять новую Национальную космическую программу, которая вступила бы в действие в 2002 году (на период до 2006 года), и которую Верховная Рада должна рассмотреть уже в этом году. Ведь ныне действующая, по которой наша космонавтика живет с 1998 года, рассчитана на период до 2003-го — то есть вроде бы спешить незачем. Однако, как считают в космическом ведомстве, сегодня к освоению Вселенной выдвигаются совершенно иные требования, нежели три года назад. Смысл подобных изменений весьма прозаичен: по понятным причинам резко сокращен объем военных заказов, на которых традиционно строилась отрасль еще с советских времен (думается, в 1998 году можно было предусмотреть подобный нюанс), и вовсю идет коммерциализация космоса.
Помимо выполнения заказов отечественных и иностранных клиентов, предприятия космической отрасли имеют сегодня стратегическую задачу — максимальное использование своих суперсовременных технологий для более «приземленных» сфер: производства товаров и услуг для рядового потребителя. Именно это диктует и недавно принятый указ Президента «О использовании космических технологий для инновационного развития государства». Этой новоявленной стратегии будет посвящена и выставка «Космические технологии — на службу обществу», которую планируется провести в конце лета в Киеве. Следует добавить, что «приземлением космоса» убивается, по замыслу, сразу «стая» зайцев: сохраняется потенциал предприятий, последние зарабатывают себе средства сами, создаются новые рабочие места, плюс государству приятно — создается конкуренция импортным товарам. Что же предложат нам ракетостроители, кроме телепередач об украинской культуре на хинди и иврите (в задачах нашей космонавтики — обеспечение спутниковых передач Национального канала иновещания и канала «Культура» на Европу, СНГ и Ближний Восток)? В ближайшее время планируется отказаться от закупки бэушных автобусов и троллейбусов за границей — их будут производить украинские предприятия. Знаменитый «Южмаш», который на сегодня освоил подобную продукцию, пополнит свою номенклатуру зерноуборочными комбайнами и тракторами мощностью 80–100 л.с. Впрочем, южмашовцам не привыкать: в славные советские времена, помимо «дешевых и удобных в использовании» межконтинентальных баллистических ракет, завод выпускал более 50 тыс. тракторов в год. В Харькове уже выпускаются современные телевизоры марки «Березка», а вообще планируется «космическими» телеящиками, аудио- и видеоаппаратурой с лейбой «мэйд ин Юкрейн» создать серьезную конкуренцию таким маркам, как «Панасоник» и «Сони», а также иже с ними — по крайней мере, на нашем внутреннем рынке. В НКАУ считают, что украинскому производителю такая задача по силам. Могут «звездные корабелы» производить и рентгеновскую диагностическую медаппаратуру, не уступающую по качеству западным образцам. Причем по цене как минимум в три раза ниже (комплект такой аппаратуры стоит в Европе не меньше 100–120 тыс. долларов).
Однако наиболее интересен, пожалуй, план спасения украинской энергетики с помощью космических технологий. Прежде всего, наши теплоэлектростанции в скором времени будут оснащены специальной аппаратурой для сжигания некондиционного топлива — например, низкокачественного угля. Однако это — далеко не все. Космическая отрасль в состоянии производить качественное оборудование для ветряных электростанций, и уже сегодня в Крыму работают два вида ветрогенераторов производства все того же «Южмаша». По мнению специалистов, через тридцать лет наша энергетика будет на 25–30 процентов зависеть от того, куда ветер дует (в прямом смысле). Согласно расчетам, с помощью всех этих мероприятий к 2005 году Украина заменит собственной продукцией нынешний импорт на 200 млн. долларов. К тому же будет создано 50 тыс. рабочих мест. Как говорится, мечтая о космосе, думаем о земле.