Во Французском культурном центре открылась выставка работ парижского художника Жан-Пьера Плендра, художника, который, как мне кажется, вообще не любит краски. Тем не менее оказалось, что даже без использования множества тюбиков с масляными красками можно создать свой цельный и действительно яркий мир. Пусть этот мир совершенно черно-белый, но название выставки «Сияющая тушь» — нисколько не преувеличивает эффекта от знакомства с работами Жан-Пьера. Только очень усидчивый художник может проводить тушью десятки тысяч параллельных линий, плести из них собственные геометрические объемы и при этом создавать произведения, которые вдруг начинают рассказывать, передавать идею, которую, возможно, сам художник и не вкладывал в свою работу. В странных композициях художника я тут же увидел кафкианский мир, где десятки оттенков черного цвета пытаются завоевать белые, еще незанятые пространства листа. Свет убегает, постоянно преследуемый тенью. Тень на этих работах жива и активна, кажется, что не она повторяет движение главных, невидимых из-за «белой одежды», фигур, а наоборот — тень, завоеватель и диктатор, и одновременно — законодатель композиции.
Если бы я не знал, что художник получил первое образование как архитектор, то подумал бы, что он — удивительно одинокий человек, внутренне запутавшийся на какой-нибудь «лестнице» работы Эшера. Хочет пойти наверх, а оказывается внизу. И наоборот. Но после общения с Жан-Пьером впечатления выровнялись и вошли в гармонию с личностью художника. Он наверняка одинок, но не страдает, а наслаждается своим творческим одиночеством. Может часами сидеть при свете настольной лампы и создавать свои композиции. Сам он говорит, что по мере «наполнения» каждой композиции его голова освобождается от мыслей и волнений, связанных с буднями. Рисунок оказывается лекарством для автора и произведением искусства для окружающих. Выстраивается идеальная цепочка и начинаешь завидовать этой «формуле успеха».
Но у каждого художника — своя формула и из-за разницы этих формул мир искусства многообразен и так богат. Но все равно я уверен: если вы любите романы Франца Кафки — вам понравятся и работы Жан-Пьера Плендра, хотя связь своих произведений с Кафкой он отрицает. Но ведь нам, зрителям, виднее. Откуда художнику знать, куда заведет его кисть или китайское перо? Выставка продлиться до конца марта и с началом настоящей весны закроется — в этом я тоже вижу особый смысл. Ведь работы по-зимнему минималистичны.