Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Средней школе угрожает дефицит кадров

60% учителей и директоров школ – в пенсионном возрасте
17 марта, 2001 - 00:00

Реформирование системы подготовки педагогических и руководящих кадров средней и профессионально-технической школы стало главной темой состоявшегося в Днепропетровске всеукраинского совещания начальников областных управлений народного образования, ректоров институтов последипломного педагогического обучения и представителей Министерства образования Украины. Выступая перед коллегами, министр образования Василий Кремень заявил о необходимости решительных изменений в отечественной системе просвещения, поскольку речь уже идет о том «будет ли Украина конкурентноспособной в изменившемся мире или окажется на обочине прогресса». Проблема реформирования школы, сообщил он, должна обсуждаться на всеукраинском съезде работников образования в октябре нынешнего года, но уже в апреле министерство намерено вынести на суд и национальную концепцию развития образования в Украине.

По мнению В.Кременя основной упор в новой системе образования должен делаться не на простое получение суммы знаний учениками, а на их использование в практической деятельности и формировании личности «сознательного гражданина». Широкие возможности в этом плане открывает всеобщая компьютеризация, которая должна не только обеспечивать равный доступ к информации сельских и городских учеников, но и предлагает переход на новый тип отношений в школе, где учитель будет выступать в роли «консультанта». В.Кремень сообщил, что еще в конце прошлого года в школы Украины была направлена тысяча компьютеров. В нынешнем на эти цели выделено 20 млн. гривен. Тем не менее, по признанию министра, процесс компьютеризации столкнулся с двумя трудноразрешимыми проблемами. Во-первых, учителя в своей массе сами не владеют компьютерной грамотностью и без перестройки системы повышения их квалификации тут никак не обойтись. Другим препятствием стало повальное незнание педагогами иностранных языков, из- за чего доступ к информации в Интернете для них весьма затруднен. Для решения этих проблем, сказал министр, необходимо уже сейчас менять систему подготовки учителей в педагогических вузах.

Анализируя кадровую работу в украинский школе В.Кремень заметил, что она в последние годы была пущена на самотек. Почти сорок процентов учителей и половина директоров школ являются лицами предпенсионного или пенсионного возраста. «Мне трудно себе представить 60-летнего учителя, — посетовал министр, — который будет овладевать компьютером». В то же время молодые выпускники педвузов зачастую не желают работать по специальности и количество вакансий в школах за последние два года увеличилось на 36 процентов. Налицо и другая негативная тенденция — среди учителей, особенно в сельских школах, становится все больше тех, кто вообще не имеет высшего образования. Причина кадрового кризиса кроется прежде всего в низкой заработной плате. «Позором» министр назвал то обстоятельство, что зарплата учителям фактически не повышалась последние —4- 5 лет, а относительно регулярно ее выплачивали лишь в трех регионах страны. Нищета отечественной системы образования сказывалась и на том, что во многих областях Украины почти не действовала система повышения квалификации педагогических кадров и, как заметил сам министр, не было денег, чтобы напечатать даже ... школьные программы.

Нынешнее 25-процентное повышение зарплаты учителям Василий Кремень поставил прежде всего в заслугу профсоюзам. Доказывать правительству необходимость этой меры пришлось в условиях угрозы забастовки. Впрочем, ожидать каких-либо «революционных шагов» в финансировании украинской школы пока не приходится, а основную помощь в деле всеобщей компьютеризации министр, судя по его высказываниям, ждет от властей регионов, городов и даже поселковых советов.

По стечению обстоятельств в день открытия всеукраинского совещания работников просвещения в Днепропетровском горсовете «со слезами на глазах» принимали бюджет на 2001 год. Учителям в нем предусмотрено повышение ставки со 128 до 156 гривен, что далеко не дотягивает даже до прожиточного минимума. Одновременно депутаты никак не могли взять в толк: где взять деньги на постирку белья в больницах и уборку мусора в городе. Не удивительно, что о компьютерной технике для школ и ПТУ не было и речи.

Вадим РЫЖКОВ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ