В прошлую пятницу председатель Верховной Рады Иван Плющ подписал Закон «О стимулировании развития сельского хозяйства на период 2001-2004 годы», который, в частности, предусматривает введение обязательного использования отечественного табачного сырья. Именно против этого нововведения выступает ассоциация «Укртютюн», которая две недели назад обратилась к Президенту и премьер-министру с просьбой приостановить ввод в действие дискриминационной нормы. В соответствии с законом, все производители табачных изделий должны использовать в своей продукции 10% украинского табака. Считается, что квотирование содержимого табака защитит отечественного производителя и позволит вывести из кризисного состояния отрасль выращивания табака. Но можно ли так добиться поставленной цели, если хозяйства, которые выращивают табак, лишены государственной поддержки?
Генеральный директор ассоциации «Укртютюн» Валентин Егоров считает, что это будет иметь негативные последствия для всей табачной отрасли, поскольку такое решение является административным и противоречит основам рыночной экономики. Оно также противоречит действующему украинскому законодательству — в частности, статьям 13-й и 42-й Конституции Украины, которые предусматривают государственную защиту конкуренции в предпринимательской деятельности. «Фактически, эта норма не достигает цели. Она не направлена на техническое развитие тех, кто производит табачное сырье, посколььку создает административным путем гарантированный рынок сбыта и таким образом консервирует устаревшие возможности этой отрасли», — отметил В. Егоров. Более того, это нововведение, по словам В. Егорова, предоставляет «максимум привилегий» как раз посредникам — ферментационным предприятиям, которые доводят табачное сырье до приемлемого состояния. Формируя свои экономические отношения с производителями табачных изделий, они отныне получают административные рычаги для того, чтобы диктовать стоимость и качество ферментированного сырья.
Что же касается качества табака, то специалисты считают, что выращивать высококачественное сырье можно исключительно в субтропическом климате. В Украине такие условия существуют лишь на нескольких небольших территориях южного побережья Крыма. «Никто не говорит, что украинский табак низкого качества — он просто другого качества», — засвидетельствовал президент Ассоциации содействия обороту и производству алкоголя и табачной продукции (СОВАТ) Александр Сухомлин. По данным СОВАТ, практически каждая украинская табачная фабрика использует отечественное сырье, но делает это добровольно и в той пропорции к импортированному табаку, которая является целесообразной. Самое главное, как указывают специалисты, чтобы в Украине не создавался прецедент с квотированием отечественного табачного сырья. Каждый производитель табачной продукции использует сырье, которое соответствует установленным технологическим и рецептурным требованиям. Рецептура любой марки сигарет является предметом интеллектуальной собственности производителя, его ноу-хау. Поэтому административное вмешательство в этот процесс приводит к нарушению прав владельцев торговой марки, а это способно повлечь за собой конфликты с авторитетными международными организациями (Всемирная организация интеллектуальной собственности, Международная ассоциация по торговым знакам и тому подобное), которые призваны защищать права интеллектуальной собственности.
Международный аспект дела, по мнению В. Егорова, может приобрести еще больший резонанс, если учесть намерения Украины вступить в Евросоюз и Всемирную торговую организацию. Как известно, одним из требований ВТО является отсутствие в законодательстве стран — членов организации дискриминационных положений, касающихся экспортно-импортной сферы. Введение же 10% табачной квоты противоречит статье 15 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве Украины с ЕС, а также статье 3 Генерального соглашения по тарифам и торговле (СОТ), что, конечно, не будет способствовать интеграции Украины в европейское и мировое сообщества. Следует отметить, что в странах ЕС квотируется только объем выращивания табака, а в США — импорт табачной продукции.
Среди возможных последствий введения этой нормы закона В. Егоров называет сокращение объемов производства табачной продукции, уменьшение поступлений в бюджет, ухудшение инвестиционного климата в Украине, создание условий для распространения нелегального обращения сигарет в стране. Принимая во внимание то, что 10 отечественных предприятий, входящих в состав ассоциации «Укртютюн», в 2000 году произвели 99% общего объема табачных изделий и выплатили в госбюджет около 1,5 млрд. грн. налоговых платежей (сумма поступлений акцизного сбора составила 446,5 млн. грн., или 25,2% всех акцизных платежей), эти предостережения нельзя оставлять без внимания: ведь из-за «квотного» вмешательства государства ухудшается бизнессреда в отрасли, которая является стабильным источником пополнения бюджета.