На концепции выставки, заключенной в названии, хотелось бы немного остановиться. В самой природе изобразительного искусства ХХ века заложена провокация, бунт, противоречие. И вторя им, Ольга Петрова, ныне известный художник, искусствовед, доктор философии, профессор Киево-Могилянской академии, как бы отрывается от реалий сегодняшнего дня, уходя духом собственного романтизма в прошлые шестидесятые. В годы молодости, когда желание выделиться соседствовало с жаждой познания, дающей возможность и способность ощущать себя внутренне свободной.
«Испания без корриды», кажется, на первый взгляд, лишилась основного составляющего компонента национальной культуры, своего знака. Подобная трактовка образа Испании, без агрессии, крови, в исполнении О. Петровой, вероятно, лежит в плоскости сугубо женского восприятия, близкого к ощущению страны, которую переполняют страстные взгляды мужчин на пышные женские юбки. Но далеко не только этот аспект по настоящему увлек художницу.
Позволим предположить, что это Испания, в которой есть «Размах», как в стихотворении Гарсии Лорки:
«Море поет синевой.
(Где уж
воде ключевой!)
Небом поет высота.
(Звездочка —
как сирота.)
Бог по-иному певуч».
Уже давно эмоционально-чувственная Испания восхищает европейцев произведениями Диего Веласкеса и Франциско Гойи. Она влекла художников рубежа прошлого столетия, и осталась для истории в бесспорных шедеврах Михаила Врубеля, Константина Коровина и других. Как своеобразную рефлексию «нового рубежа», можно воспринимать испанскую серию Ольги Петровой, что по стилистике находится между абстрактным и конкретным образным строем. Именно эта, не четко определенная, стилистическая грань обусловила разнообразие формальных решений.
В работах художницы вполне узнаваемы отдельные фрагменты знаменитых архитектурных силуэтов Гауди и каталонских фресок, которые окутаны сложными, пульсирующими ритмами. Своеобразное решение темы Испании, через ее особый эмоциональный колорит, подводит к ощущению, что у автора доминирует чувственная оценка. Сплетение ярких красок в их несметном множестве оттенков создают неповторимый оптимистический настрой.
«Испанию без корриды» захватывает феерия цвета, который водружен на пьедестал красоты. Как отмечает Ольга Петрова: «Я хочу не бояться писать красивую живопись, ибо из-за страхов можно просто не успеть».