Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Первые открытия и разочарования Вердиевского фестиваля

23 января, 2001 - 00:00

В субботу гала-концертом звезд оперы стартовал Международный фестиваль «Ave Verdi», приуроченный к 100-летию со дня смерти великого итальянского композитора Джузеппе Верди и вызвавший небывалый ажиотаж среди столичных меломанов.

Сказать, что зал был переполнен — ничего не сказать: все проходы были заняты дополнительными рядами стульев, а на галерке набилось столько народу, что казалось, еще немного и она рухнет. Публика предвкушала необычное зрелище и ее ожидания оправдались, даже с лихвой. Вечер начали с увертюры из оперы «Набукко» в исполнении симфонического оркестра театра под управлением Владимира Кожухаря. Затем на сцене, сменяя друг друга, выступали лучшие из лучших, как наши мастера, так и приезжие знаменитости. Особый восторг публики вызвало пение Франчески Скаини (сопрано) — обладательницы Гран-при 2000 года Международного конкурса вокалистов им. Марии Калас. «У Франчески фантастическая манера пения, — считает украинская примадонна Мария Стефьюк. — Кроме блестящей техники владения голосом, она ощущает нюансы, умело выстраивает интервалы, тонко чувствует оркестр и выкладывается на сцене полностью. В итальянском языке есть термин «меццо-вочи» — ноты, берущиеся на пиано. Мне кажется, что у Скаини блестящее будущее — ведь ей всего 32 года — замечательный возраст для солистки». Примечательно, что во время выступления Франчески ее внимательно слушали украинские артисты. Впрочем, на фоне итальянских певцов — Франчески Скаини, Бруно Себастияна и Антонио Сальвадори наши оперные звезды: Ольга Микитенко, Анжелика Швачка, Лидия Забиляста, Иван Пономаренко, Мария Стефьюк, Александр Дяченко, Людмила Юрченко не проигрывали, а пели просто великолепно. Похоже, в них проснулся некий азарт и от этого и они сами, и публика получали удовольствие.

После столь мощного начала вполне понятен интерес зрителей на следующий день. Тем более, что афиша на спектакль «Травиата» обещала встречу с японским дирижером Чосеи Комацу, Владимиром Гришко (Альфред Жермон), канадской певицей Кристиной Комацу (Виолетта), а также с полюбившимся киевлянам итальянским баритоном Антонио Сальвадори. В этот раз артист исполнял партию Жоржа Жермона, отца Альфреда. Звучит чарующая вердиевская музыка, начинается действие и... Что же это? Разрекламированное сопрано совершенно не слышно. Дело в том, что партия Виолетты фактически написана на два голоса. В первом акте вокалистке нужно показать колоратурное сопрано, а далее — драматическое. И не каждый певец с этой тяжелой задачей справляется. Возможно, Кристина Комацу была не в лучшей форме или попросту устала. Поэтому говорить о раскрытии образа ее героини не приходилось. Певица старалась хоть как-то вытянуть свою парию. На фоне великолепного вокала Владимира Гришко и Антонио Сальвадори она попросту терялась. В перерыве меломаны, делясь впечатлениями от услышанного, удивлялись: зачем было приглашать гастролершу, если у нас есть такие великолепные певицы? Впрочем, можно согласиться с мнением дирижера Николая Дядюры, что фестиваль предусматривает участие различных вокальных школ и организаторы попытались расширить географию приглашенных солистов, а не продемонстрировать самое лучшее. «Конечно, Виолетта была не на высоте, — считает Н. Дядюра. — Но зато был прекрасен маэстро. Я с ним знаком давно. Впервые мы встретились в 1989 году на конкурсе дирижеров в Будапеште. В сентябре прошлого года Чосеи Комацу выступал в Киеве с Симфоническим оркестром филармонии Украины. Он очень хороший профессионал. Выступает на самых престижных оперных площадках мира». Что же касается его супруги Кристины, то в 1994 году она впервые дебютировала в Украине во Львовском оперном театре, исполнив партию Мими в «Богеме» Дж. Пуччини. И пусть воскресное выступление на сцене Национальной оперы Украины у Кристины Комацу было не очень удачным, зато хочется отметить великолепное мастерство Владимира Гришко и наш хор, которые буквально вытянули спектакль.

Сегодня, 23 января — публика в предвкушении «Аиды». Этот спектакль обновлен Дмитрием Гнатюком в прошлом году. Главные партии исполняют Тарас Штонда, Людмила Юрченко, Иван Пономаренко, Светлана Добронравова, Олег Видеман (Новосибирский оперный театр) и Ирина Семеняка.

Татьяна ПОЛИЩУК, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ