Лучшим футболистом Украины прошлого года признан Андрей Шевченко. На первый взгляд, решение абсолютно верное и не подлежит ни малейшему сомнению. Ведь действительно Шевченко назван в числе лучших футболистов наиболее авторитетными футбольными изданиями и федерациями. Только к чему здесь Украина?
Я не о том, что Андрей Шевченко неукраинец. Украинец он самый настоящий, хотя и стыдится говорить на родном языке сильнее, чем бегать полуголым на полях итальянских стадионов. Но в том-то и дело, что стадионы, где играет наш суперфутболист, если не итальянские, то все равно иностранные. А на родной земле наша футбольная надежда сыграла за весь 2000 год только один раз — за сборную в матче против Польши. Конечно, если мы навсегда перешли к просмотру итальянского футбольного чемпионата вместо украинского, то Шевченко действительно там лучший футболист Украины. Точнее из Украины. Лучший и единственный.
И дальше будет так же — наиболее талантливые наши футболисты будут выступать за рубежом, оставляя места в командах малоизвестным румынам и африканцам. Те в свою очередь начнут претендовать на звание лучших в Украине и будут правы. В Европе же решили наконец определять лучших не по месту рождения, а по месту, где футболист играет. Поэтому и становились лучшими на континенте бразильцы Роналдо и Ривалдо, либериец Веа. Учитывая это, и нам следовало более четко определить правила, по которым мы чествуем лучших футболистов года в Украине. Пока что не совсем понятно, что является критерием для определения: то, что футболист является украинцем, или то, что он играет в украинском чемпионате? Почему? Потому что неувязочка получается — наш трижды лучший футболист Леоненко на самом деле не совсем украинец, т.е. приехал к нам из России в начале девяностых и есть подозрение, что до сих пор имеет российский паспорт. Поэтому получается, что сначала мы отдаем звание лучшего объективно не нашему футболисту, а теперь уже не нашему, потому что по нашим же правилам Шевченко должен претендовать на лучшего футболиста Италии...
Чтобы не было недоразумений в дальнейшем, следует уже сейчас четко определить, что мы определяем лучшего украинского футболиста, выбирая среди украинцев по происхождению, или лучшего футболиста Украины, выбирая среди тех, кто играет в Украине. Сегодня мы недопустимо смешиваем два понятия, что приводит к не совсем приятным последствиям. Так, в течение 2000 года на футбольных полях Украины ярко светила звезда нападающего донецкого «Шахтера» Андрея Воробея. Среди форвардов, которые играют в наших внутренних соревнованиях, Андрею не было равных. И на международной арене Воробей зарекомендовал себя лучшим образом: что в сборной страны, что в родном «Шахтере». К сожалению, лучший бомбардир чемпионата Украины, который бесспорно заслужил, чтобы его признали лучшим именно в 2000 году, оказался позади наших признанных звезд, которые уже оставили Украину. Этого не было бы, если бы у нас была определенность с теми, кто может претендовать на почетное звание «футболиста года».
Очень не хотелось бы видеть в этом казусе признаки футбольного соперничества между Киевом и Донецком. Но тот факт, что нет и речи о немедленном переходе Андрея Воробея в киевское «Динамо», как это было бы несколько лет назад, еще раз свидетельствует о наличии в нашем футболе двух полюсов, двух центров, которые будут вести принципиальный спор за лидерство. Конечно, Киев и Донецк — это пока что не Мадрид и Барселона, но тенденция наблюдается, и тенденция хорошая. Учитывая, что времена заблаговременно определенного лидера в нашем футболе закончились, следует привести в соответствие с этим всю околофутбольную идеологию, частью которой является определение лучшего игрока страны. Киевлянам обидно, что среди нынешних динамовцев, и украинцев, и иностранцев, нет на сегодня таких ярких личностей, какими были Шевченко и Ребров. И именно поэтому, кажется, и напутали с лучшим футболистом. Пусть будет хоть бывший, но динамовец!
Хочется верить, что нынешний успешный сезон является только первой ступенькой в будущей карьере талантливого нападающего сборной Украины Андрея Воробея. Награды, призы и все другое найдут своего героя, как нашел таки европейский «золотой мяч» португальца Луиша Фигу. Вспомните, что ваш корреспондент еще в конце августа предвидел для португальца это признание в статье «Слово о Фиге». Так же уверенно можно было утверждать еще в ноябре, что лучшим футболистом именно в Украине был в этом году Андрей Воробей. А что приз ему не дали, то это не беда. Руководители клуба «Шахтер» люди не скупые и должны бы щедро компенсировать своему форварду определенный моральный дискомфорт.
Со званиями же следует определяться быстрее. Так же как и с теми, кто эти звания присваивает. В Украине же есть немало спортивных и футбольных периодических изданий и телепередач. Кто из них более популярен, более авторитетен? Патриотическая, но несколько простоватая газета «Украинский футбол»? Местами остроумный и в то же время откровенно украинофобный еженедельник «Футбол»? По уши «динамовская» газета «Команда» или бывший флагман спортивной прессы «Спортивная газета»? А может, лучшего должна определять одна из футбольных телепередач с широкой аудиторией? А может, вообще это дело возьмет в свои руки Федерация футбола или сама ПФЛ? Нужно определяться, чтобы звание лучшего получали действительно лучшие, чтобы не было путаницы с теми, из кого выбирать, и чтобы Воробей не обижался.