Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Под знаком палатки

25 ноября, 2000 - 00:00

Очень много говорилось о гигантомании внедряемого проекта, о том, что такие тенденции свойственны именно тоталитарным режимам, обретение независимости от которого якобы именно и стремятся увековечить (не говоря уже о затратности проекта). Хотя сама идея воплощения символа независимости довольна удачная, и по этому поводу я хотел бы высказаться.

Ко мне пришла достаточно простая идея — сочетать в этом памятнике две упомянутые вещи: тогдашнее событие, когда, по высказываию одного из участников, «впервые отступили и партия, и КГБ», и сегодняшнее желание увековечить независимость Украины. И поставить памятник — палатку.

В таком символе есть и скромность, и соразмерность с обычным человеком, и связь с жизнью (можно хоть завтра поставить палатки снова). Легко представить, что к такому памятнику люди станут приходить семьями и будут рассказывать детям об истории. Эта физическая соразмерность означает, что каждый человек является собеседником.

В этом символе есть и романтика. Живые люди могут естественно собраться около него с гитарами — это не будет сонным памятником, не будет мертвым местом, поскольку разговаривает на адекватном языке. И к тому же не просто молодежное, а с выходом на общественно значимые вопросы, и потому может стать таким же важным центром, как памятник Шевченко около Киевского университета в советские времена. Это потенциальный источник политической активности — причем открытый, здесь не сказано последнего слова.

Важным мне кажется и то, что к выразительному языку скульптуры добавляется новый символ, за которым стоит настоящая реальность, а искусство и состоит в переводе реальностей в символический план (или, если хотите, в раскрытии смысловых энергий). Палатка — это еще и дом. Свободный человек ставит для себя дом, в котором он свободно будет жить, потому что свобода начинается с него самого. И это — реальность, которая имеет место и в Украине.

Палатка — это переход от частного к публичному; это и есть то, что называют гражданским обществом. Как природа парками входит в город, так и здесь в пространство зданий, преимущественно государственных, входит почти домашнее, но вместе с тем общего значения, потому что не будь такой палатки- реальности («мы же и есть Украина — кто, как не мы?») — не будет и всех этих домов, и ничего другого.

Независимости — рождению новой реальности — отвечает рождение нового символа. И отмечается он тем, что это — «ни для чего». Люди ставят палатку просто так, потому что это естественно, и в этом действии есть и то, благодаря чему существует Украина. И когда она основана на таком, то действительно ничто не может ее разрушить. Поэтому и «не вмерла України і слава, і воля...».

Уезжая куда-то в другие края, очень просто взять с собой маленькую копию палатки и иметь с собой символ Украины. Композицию же из двух стел и тринадцати памятников таскать трудновато — не так физически, как в памяти.

Палатку не нужно делать очень большую. Независимость — это то, что входит во все живое вокруг и не требует закрывать от нас солнце. Не нужно пытаться вывести все, что есть в символе, наружу — это все равно не удастся. Символ напоминает нам о том, что у нас в сердце. А для того, чтобы напомнить о том настоящем, которое произошло в жизни, достаточно одного-двух слов. И негромких.

Эдуард ЩЕРБЕНКО, Киев
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ