Это кино удивительно напоминало советский кинематограф
двадцатилетней давности. В поисках хороших историй турецкие режиссеры устремляются
в деревни, в старые кварталы, к простым, в их представлении, людям. Действие
неспешно, герои — разговорчивы, музыка — обильна и приторна. Наиболее успешным
на международных фестивалях был фильм, открывавший программу — «Турецкие
бани». здесь взгляд на бывшую блистательную Порту несколько отстраненный.
Картина сделана в сотрудничестве с итальянцами и рассказывает о чете итальянцев,
затерявшихся в чарующих лабиринтах старого Стамбула, среди крутых улочек
и древних «хаммам» — турецких бань. Остальные же картины будто сделаны
разными режиссерами — по одному рецепту. Одни и те же небогатые, но гордые
персонажи; дети, рассказывающие длинные истории; любовные мелодраматические
переживания. Кинематографическая забота о пресловутом «маленьком человеке»,
кажется, имеет силу всемогущего штампа, весьма далекого от нужд тех же
маленьких людей в зале. Хотя, кто знает, — вполне вероятно, что в самой
Турции эти нескончаемые семейные саги воспринимаются совсем по-другому.
Нам же остается порадоваться за турецких режиссеров, —
как-никак снимают они много, деньги на это есть. Но завидовать им все же
не стоит. При всем обилии возможностей, лимит идей и свежих решений у них
еще меньший, чем здесь, в Украине, взрастившей, как ни крути, Довженко
и Параджанова.
Должна же и у нас быть собственная гордость…