Впечатляющим комплиментом для украинского кинематографа
может служить тот ажиотаж, который сопутствовал премьере фильма Леся Янчука
«Нескорений» — о жизни легендарного генерала Украинской повстанческой армии
Романа Шухевича. Все признаки сенсации были налицо: толпы желающих попасть
в Дом кинематографистов, вызывающее, и, к сожалению, привычное хамство
охраны и администраторов, переполненные Красный и Синий залы, где одновременно
демонстрировался фильм. Всего этого было более чем достаточно, чтобы опровергнуть
любые предположения об отсутствии интереса к отечественному кино. На «Нескореного»
пришли уже потому, что это — украинский фильм, одна из редких и потому
особенно дорогих новинок студии имени Довженко.
Премьера собрала самую разношерстную публику — от политиков
и государственных мужей до синефилов и кинокритиков. Удручало немалое число
молодчиков откровенно фашистского вида. К чести самого режиссера, автора
фильмов «Голод-33» и «Аттентат. Осеннее убийство», следует сказать, что
в его новой картине нет ничего, что давало бы такого рода публике повод
считать ее «своей».
Несомненно, героем вечера был Григорий Гладий — исполнитель
главной роли. Гладий, безусловно, знаковая фигура в артистическом мире
Украины, успешно стажировавшийся у таких метров театра, как Ежи Гротовский
и Анатолий Васильев, — нечастый гость на исторической родине. Его возвращение
хотя бы в такой, экранной ипостаси — обнадеживающее нарушение печальной
закономерности, по которой наши артисты, писатели, художники, уехав за
рубеж, обогащают своими талантами культуру тех стран, в которых оказались.
Что до самого фильма, то он повествует о последних годах
жизни Шухевича, его полную опасностей жизнь, являвшуюся вечным боем — против
польской, немецкой, советской оккупации. Здесь, как и в любом фильме про
войну, есть «плохие» и «хорошие» (или «наши»). Со своей ролью в по сути
приключенческом фильме Гладий справляется мастерски — ему удается создать
образ Шухевича — романтического воина, подпольщика без страха и упрека.
Конечно, за привлекательного, мужественного и благородного героя переживаешь
— хочется, чтобы «наши» победили. Увы, сюжеты украинкой истории хэппи-эндов
пока что знали немного. Эта печальная традиция сохраняется, в том числе
и по части кинематографа. Но здесь как раз конец, финал и не нужен — необходимо
как раз продолжение, хотя бы минимальный шанс на жизнь. «Нескорений» —
конечно, не шедевр, но крепко скроенный, средний фильм. Подобные ленты
и поддерживают средний уровень отечественного кинорынка — десятки их выходят
в прокат, на экраны кинотеатров и телевизоров. Повседневное, пусть пока
без Канн и «Оскаров», но при том достойное во всех смыслах существование
национального кино складывается именно таким способом. Несмотря на все
нелады, измучившие нашу «фабрику грез», есть все же несколько человек,
которые умеют снимать кино, и множество людей, желающих это кино смотреть.
В этом, думается, главный и лучший итог премьеры фильма «Нескорений».