Для латания дыр в атомной энергетике правительство планирует в очередной раз продавать электроэнергию НАЭК «Энергоатом» с дисконтом. Однако государственные чиновники якобы намерены компенсировать «Энергоатому» потери от дешевой продажи его товара. В ближайшее время планируется повысить закупочную цену атомной электроэнергии. Следующий шаг — повышение розничных тарифов на электричество. Так что убытки атомщиков от дисконтной энергетической политики реформаторов лягут на плечи потребителей. Осталось только определить цену «реальных затрат» при производстве электроэнергии.
12 октября на совещании в Кабинете Министров вице-премьер Юлия Тимошенко распорядилась подготовить проект постановления Кабмина о продлении до 15 декабря срока действия пункта 8 майского постановления №755. Этот документ разрешал энергопоставляющим компаниям до 1 сентября текущего года заключать контракты с потребителями о продаже им электроэнергии по цене, ниже рыночной на 20%, но на условиях предоплаты. В августе благодаря этим контрактам удалось дополнительно получить 249 млн. грн. Деньги пошли на расчеты с российским АО «ТВЭЛ». Убытки от заключения форвардных контрактов с потребителями легли на счет хозяйственных расходов «Энергоатома».
С наступлением осени правительство продолжало рапортовать о дальнейшем увеличении денежных расчетов за электроэнергию, однако проблема сохранялась: за оставшуюся часть ядерного топлива нужно платить. В октябре, в преддверии зимы, правительство решило не мудрствовать и вернуться к испытанным методам. Это значит, что потребителям вновь предложат приобрести электроэнергию с дисконтом. Заинтересованные выгодной ценой потребители должны предварительно перечислить деньги, которые якобы и позволят рассчитаться за ядерное топливо.
Те, кто успеет воспользоваться моментом (то есть окажется ближе к высокопоставленным энергочиновникам), выиграют по большому счету. Дело в том, что «другой рукой» правительство подписало документ, который практически поднимает цену на электроэнергию для потребителей. Правда, в закамуфлированной форме. По случайному совпадению, того же 12 октября Кабмин утвердил постановление №1553. В нем подчиненным ведомствам поручается в двухнедельный срок пересмотреть оптовые тарифы на электроэнергию «Энергоатома». Стоит ли объяснять, что повышение закупочных цен на электричество автоматически предполагает его удорожание и в розницу? В постановлении можно найти и объяснение повышению тарифов — они должны формироваться с «учетом реальных затрат атомных электростанций и их безопасности».
Вопрос реальных затрат и тарифов атомщиков обсуждался в тот день и на упомянутом совещании в Кабмине. По сообщению конфиденциальных источников, правительство предложило НКРЭ учесть «реальные затраты атомных электростанций» на уровне закупочного тарифа для НАЭК 9,6 копеек за 1 кВт-час (сегодня он составляет 7,45 копеек). Если учесть, что атомщики производят чуть меньше половины всей украинской электроэнергии, то такое повышение закупочного тарифа приведет к удорожанию электроэнергии для промышленных потребителей как минимум на 12%.
Вряд ли процесс не заденет в недалеком будущем и население. С повышением тарифов для промышленности энергетические боссы начинают, как правило, напоминать, что в Украине население платит за электроэнергию несправедливо меньше. Им невдомек, что для значительной части украинских граждан даже нынешняя плата за электричество заметно бьет по скудному кошельку? Так что вполне возможно, что «реформаторы» в очередной раз возведут в приоритет проблемы энергетической безопасности государства и вслед за разъяснительной идеологической работой реально повысят цену электричества для всех.
Повышение тарифов на электроэнергию откроет перед госчиновниками безграничные возможности в сфере дисконтных операций с электроэнергией «Энергоатома» на розничном рынке. Если в августе атомную электроэнергию удешевляли только для расчетов за ядерное топливо, то 12 октября правительство предложило заключать форвардные контракты для расчетов за ядерный концентрат, для финансирования неотложных эксплуатационных потребностей АЭС, выплаты зарплаты атомщикам и даже погашения долгов по зарплате перед работниками Восточного ГОКа.
Реформаторам осталось только «уломать» Национальную комиссию регулирования электроэнергетики (НКРЭ), которая отвечает за тарифную политику на рынке энергоносителей в Украине и по закону является независимым контролирующим органом. Впрочем, после успешной реанимации командно-административного управления украинской энергетикой разговор менеджеров с Грушевского с НКРЭ стал коротким. Аргументы могут носить, например, форму угрозы-предупреждения. Так, в ходе недавнего селекторного совещания вице-премьер Юлия Тимошенко прямо уведомила НКРЭ о грядущих кадровых перестановках. Это ли не стимул к покладистости?
Существуют, однако, и другие нюансы, позволяющие усомниться в экономической выгоде неравнодушного отношения реформаторов к монопольной государственной структуре. Генеральной прокуратурой Украины возбуждено уголовное дело по факту злоупотребления должностными лицами НАЭК «Энергоатом» служебным положением в корыстных целях. В список подозреваемых прокуратурой лиц вошли как бывшие президенты компании, так и нынешний глава НАЭК Юрий Недашковский вместе с действующим главным бухгалтером компании.
В этой связи открытым остается вопрос, кто будет определять «реальные затраты атомных электростанций», по каким принципам, а также какие из «реальных затрат» окажутся в действительности реальными? И не используют ли энергочиновники часть этих «реальных затрат», чтобы поправить реальное положение приближенных к ним структур?
Сомнения усиливаются на фоне финансово-экономических показателей «Энергоатома», работавшего в первом полугодии с рентабельностью 96%, однако понесшего миллиардные потери. Они стали результатом коммерческих дисконтно-вексельных операций, которые неоднократно описаны прессой. Так что цена «реальных затрат» крупнейшего государственного монополиста «Энергоатом» может оказаться слишком высокой для всех потребителей — и промышленных, и бытовых.