Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лед тронулся?

«Департизация» по-губернаторски расколет Украину на 27 бизнес-зон
25 октября, 2000 - 00:00


По мере приближения парламентской кампании- 2002 нынешнее состояние украинской многопартийности все больше смещается к эпицентру политических дискуссий. Очевидно, что здесь завязаны интересы и лидеров партийного рынка, и центральной властной триады (парламент — Кабмин — администрация Президента) и непосредственных распорядителей административного ресурса — губернаторов. Последние, уже вполне «нагуляв»политический вес, все активнее требуют, с одной стороны, формализации своего влияния, с другой — гарантий от колебания партийного климата в Киеве. Скорее всего, в ближайшем будущем первые сюжетные линии этой темы высветятся в борьбе вокруг создания коалиций-2002 и различных правовых и политико-технологических формирований будущего парламента. «День», публикуя ниже две точки зрения на проблему, намерен продолжить полемику по этому поводу.

С усердием, заслуживающим лучшего применения, главы областных администраций (в просторечии — «губернаторы областей») принялись овладевать креслом председателя областного совета. Пять (или уже шесть?) облсоветов: Львовский, Донецкий, Одесский, Николаевский, Черкасский и, кажется, уже и Херсонский возглавляют губернаторы. Дурной пример заразителен, а хороший — заразителен вдвойне. Особенно, если прокуратура делает вид, что не читала Конституцию Украины, где недвусмысленно запрещено совмещение этих должностей.

Для того, чтобы поставить это модное поветрие в текущий политический контекст, напомним, что губернаторы не собираются ограничивать себя двумя креслами. Они активно готовятся овладеть ещё одним — третьим — креслом сенатора в верхней палате парламента. Главный (по их мнению — убойный) аргумент, который они используют в этой борьбе за третье кресло — необходимость защиты «региональных интересов». Но, позвольте спросить, какие такие региональные интересы они собираются защищать, собравшись все вместе в сенате? Совместный региональный интерес есть — по определению — интерес государственный, защищать который призваны органы государственной власти в центре и их представители на местах.

Очевидно, что им очень хочется поучаствовать в дележе бюджета и в назначении Генерального прокурора. Право распределять трансферты из центра вниз — в города и районы области — пока им удалось отстоять, а через год, того гляди — отберут! Как, скажите на милость, управлять «вассалами», если у тебя отберут право за счёт бюджета поощрять «правильных» и наказывать «непослушных»?

А тут ещё какие-то партии под ногами путаются! Мэр «подчинённого» тебе города — член влиятельной партии N. Ну что ты с ним сделаешь — у него партийная «крыша» в Киеве, его так просто «не построишь». Что же предпринимают главы обладминистраций? Они все вместе (!) подписывают коллективное письмо Президенту с просьбой запретить партийность своих «подчинённых» (представьте, что последовало бы за подобным письмом председателей исполкомов в ЦК этак лет 15 тому назад, когда действительно «департизация» была бы прогрессивным шагом, ведь тогда была одна партия, которая и руководила, и контролировала себя).

Характерно, что, подписывая коллективное письмо с просьбой о департизации сегодня, губернаторы абсолютно не смущены тем фактом, что право быть членом партии гарантировано всем гражданам страны Конституцией. Вот вам и общий интерес губернаторов — раз и навсегда покончить с любой тенью непослушания во вверенных их заботам территориях! А заодно избавиться от попыток организованного общественного контроля своей деятельности.

А бороться, между прочим, есть за что. Сегодня через областные центры проходит основной поток финансовых ресурсов страны, и львиную их долю контролируют губернаторы. Овладев креслом председателя областного совета, они полностью избавляются от контроля над их расходованием «снизу». А после того, как они сядут и в кресло сенатора, губернаторы получат возможность не только скорректировать в свою пользу долю государственных финансовых ресурсов, но и избавятся от возможного контроля «сверху», назначая угодного себе Генерального прокурора. И тогда любые попытки Киева «навести порядок», укрепить «вертикаль власти» окончатся полным провалом.

И ещё одно. Установление единых правил игры на рынке и гарантирование государством жёсткого порядка следования этим правилам (законам), является сегодня едва ли не главной задачей госуправления, без решения которой мы никогда не выберемся из перманентного кризиса. В этих обстоятельствах усиление губернаторов — особенно опасная вещь, способная привести в тупик и начатую административную и вяло текущую экономическую реформы.

Естественным итогом такого развития станет фрагментация экономического пространства страны на 27 изолированных друг от друга Свободных (для близких губернатору бизнес- групп) Экономических Зон. Причём в каждой из них полный контроль над исполнительной, законодательной, да и судебной властью окажется в одних губернаторских руках. Приехали!

Один из основополагающих принципов организации власти в правовом демократическом государстве — принцип разделения властей. Общество заинтересовано в том, чтобы власть не сосредотачивалась в одних руках, чтобы на каждую из властей можно было найти хоть какую-то управу.

Поэтому нынешние действия и предложения губернаторов по совмещению должностей, расширению своих властных функций, увеличению степени зависимости от них руководителей нижнего уровня представляют собой опасную тенденцию. По существу, они разрушают основы демократической государственности. А с точки зрения формальной — совмещение должностей противоречит как духу Конституции, которая требует разделения властей, так и ее букве — которая прямо запрещает совмещение должностей главы администрации и председателя облсовета.

Позволю себе небольшое отступление от темы. Я никак не могу привыкнуть к комментариям некоторых моих коллег-политологов, оценивающих нашу политическую реальность как движение в сторону авторитаризма или даже полицейского государства. Так и хочется сказать: да Бог с Вами, господа, т.е., товарищи! Если бы мы двигались в эту сторону… было бы ой как не дурно.

Не спешите зачислять меня в «кружок любителей Пиночета». Дочитайте, пожалуйста, до конца.

Боюсь, что наши ученые-политологи понимают «авторитаризм» как производное от «авторитарный стиль руководства» (вспоминаете КПССовский жаргон?), а к полицейским относятся плохо по определению. На самом деле, авторитаризм — одна из форм правового государства. Как, впрочем, и термин «полицейское государство» отнюдь не предполагает торжества произвола, напротив, скорее — жёсткое следование установленному порядку (закону) и неотвратимость наказания за отступление от него.

По моему глубокому убеждению, для подавляющего большинства жителей нашей страны движение к любой из цивилизованных форм правового государства было бы благом, даже, если это было бы движением в сторону авторитаризма. К сожалению, правовой нигилизм остаётся самой характерной чертой нашей жизни на всех её уровнях. Но чего можно ожидать от рядового гражданина, если руководители регионов всенародно игнорируют Основной Закон?

Михаил ПОГРЕБИНСКИЙ, директор Киевского центра политических исследований и конфликтологии
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ