Как и каждый год, по нехорошей традиции, процесс «шлифования» и утверждения госбюджета на 2001 г., начавшийся его презентацией в Верховной Раде 4 октября, по всему видно, будет длинным, тягучим и неприятным для всех его участников. Возможно, что и скандальным. И может, хорошо, что в начале этого процесса приезжал в Киев «развеселить» наших депутатов Владимир Вольфович...
Во многих странах, более благополучных, чем наша, принятие бюджета является важнейшим событием года. К нему привлечено внимание всех мыслящих граждан (тех, кто не интересуется общественными делами, оставаясь в стороне, на древнегреческом называли «идиотами»). Бюджетные вопросы были важной составляющей предвыборных выступлений кандидатов на пост президента Польши, хотя польский президент непосредственно в формирование бюджета не вмешивается — он может или подписать его, или не подписать, т. е. наложить вето.
Бедный бюджет бедной страны — это о нас. Часть социальных расходов, как бы там ни было, в нем была и остается значительной. Другое дело, что в денежном выражении она мизерная, и это было и есть благоприятной почвой для всяческих проявлений популизма и «красивой» демагогии.
Эти слова, возможно, раздражат кого-то или вызовут подозрение относительно их автора, мол, «он что, собирается защищать власть предержащих, оправдывать нашу бедность?» Нет и еще раз нет! Хотел бы только, чтобы наши граждане, так называемые «простые люди», больше интересовались бюджетом — государственным и местным, заложенными в нем пропорциями и соотношениями, и не только в расходной части (для кого и для чего сколько), но и в доходной (от кого сколько и за что).
Осмелюсь сказать: за последние два-три года эти пропорции и соотношения, конкретные цифры в основных направлениях и отраслях экономической и социальной жизни недостаточно популяризируются среди общественности, явно узко предаются огласке, что является свидетельством также недостатка открытой публичной политики власти, ее функционеров на всех уровнях, от центрального государственного до областного и районного. А масс-медиа действуют здесь как-то выборочно, исходя из своих или подсказанных им симпатий.
Собственно, к этому хочу прежде всего привлечь внимание.
Азбучная истина: бюджет формируется из налогов. Изменение системы и объектов налогообложения, налоговых ставок, расширение так называемой налоговой базы — это всегда важные «невралгические пункты» для общества, для бизнеса, политиков и власти. Считаю большим упущением как властных, так и общественно-политических институций то, что новый Налоговый кодекс не был широко обсужден в обществе. (Теперь вот на общественном уровне фактически не обсуждается «гражданская конституция» — Гражданский кодекс, или его конкурирующий вариант — кодекс Хозяйственный, а это очень важный для нашей повседневной жизни и деятельности законодательный акт. Спасибо «Дню» за недавнюю, в №175, публикацию на эту тему, но одного-двух таких материалов маловато).
Стоило бы при участии общественного мнения и с учетом опыта стран, которые успешнее внедряют рыночную экономику, решить наконец дело с налогообложением недвижимости, предметов роскоши, других «люксусов», которые отвлекают средства на избыточное потребление. Зажиточных украинцев, имеющих деньги, следует поощрять и побуждать меньше расходовать на себя, на «шикарную жизнь», а больше инвестировать в что-то производительное.
Жаль, что не видно среди наших частных предпринимателей и бизнесменов украинского Генри Форда.
Еще несколько замечаний «человека со стороны», так или иначе связанных с бюджетными «страданиями».
Предлагаемая отдельными экономистами и политиками, например Евгением Марчуком, стратегия развития на опережение, в основе которой — не реанимация монстров советской индустрии, а развитие новейших высоких технологий, в т.ч. информационных, стимулирование продукции интеллектуального труда, это развитие на опережение (единственно правильное!) остается на стадии красивых разговоров без инвестирования бюджетных средств в определенные проекты. Сейчас не можем сказать, что в бюджете на следующий год такие средства предусмотрены, и это очень печально. В нынешнем составе ВР хотя и есть известная «бизнесовая сотня», но такие проекты некому лоббировать. Лоббируют что-то другое — преимущественно выгодное лично, своей «группе товарищей» или интересов.
Насколько я понимаю, в новом бюджете не предусматриваются конкретные, ощутимые стимулы для оживления экономической активности в депрессивных регионах страны, с наивысшим уровнем безработицы. Вообще, до сих пор речь не шла о какой-то общей экономической политике, в частности в западной части Украины. Даже соответствующая политическая терминология, со своей логикой мышления, еще не выработана...
Не знаю, и вы, читатель, наверное, тоже, такие ли уж страшные, разрушительные для экономики налоги в Украине, или терпимые, не выше, скажем, чем в странах ЕС. Может, не то облагается налогом, что следовало бы, и об этом уже сказано выше. А здесь скажу о другом. Мои знакомые частные предприниматели жалуются не так на налоги, как на разные другие поборы. Называют пожарную инспекцию, санитарно-эпидемиологическую службу, охрану труда, комитет защиты прав потребителей, частое и запугивающее проведение различных ревизий... Об оплате «услуг» нелегальных рэкетирских «фирм» молчат!
Поэтому, накладывая на всех немалые законные налоги, государство должно считать своим важным долгом защиту налогоплательщиков и всего общества от различных незаконных «пошлин». Собственно, на это должна быть направлена деятельность милиции, прокуратуры, следственных органов. Но со стороны государства на самом деле все не так! Отсутствие такой защиты со стороны государства, постоянной, последовательной борьбы с незаконными или и уголовными поборами уже давно переросло в серьезную и опасную проблему. Вот где должны объединиться усилия правительства и ВР.
И наконец о межбюджетных взаимоотношениях, о бюджетах областей, больших городов и их зависимости от Киева. Например, должен ли львовский мэр В.Куйбида просить денег у председателя облсовета и облгосадминистрации С.Сенчука или напрямую обращаться в Минфин? Не знаю, как в других областях, а для Львова это острый и болезненный вопрос...
Но оставляю эту проблему для других. Высказанное мной в этих околобюджетных заметках, наверное, не противоречит рассуждениям тех, кто надеется на лучший бюджет следующего года.
Телефон обратной связи с читателями: 414-91-26, отдел СМИ и общественного мнения