УТВЕРЖДЕНО II Всеукраинским съездом Союза лидеров местных и региональных властей Украины 9 сентября 2000 года
Принятие в 1996 году Конституции Украины стало значительным этапом в становлении украинского государства как гаранта прав и свобод граждан, обеспечения демократических и правовых основ развития общества. В то же время радикальные преобразования, которые произошли в социально-экономической жизни Украины в течение последних лет, их дальнейшее углубление требуют совершенствования всех институтов государства, в том числе и Конституции Украины.
Подтверждением этого стали результаты Всеукраинского референдума, который состоялся 16 апреля 2000 года. На нем народ Украины засвидетельствовал свою волю и высказался за внесение изменений в отдельные положения Конституции, направленные на усовершенствование государственного строя Украины, повышение эффективности и демократичности функционирования механизмов власти. Необходимость этих изменений была признана в Декларации о совершенствовании государственной региональной политики, которая была подписана между Президентом Украины и Союзом лидеров местных и региональных властей еще 27 сентября 1999 года.
Опыт разработки Концепции государственной региональной политики, начало работы Конституционной комиссии позволяет нам утверждать, что те проблемы, с которыми Украина столкнулась на пути реформирования своей экономики, социального и политического строя в значительной степени является следствием несовершенства отдельных положений ныне действующей Конституции.
Тяжело спокойно наблюдать за попытками отдельных политических сил и деятелей сопротивляться объективно назревшим потребностям проведения конституционной реформы, или стараниями направить конституционный процесс в деструктивное русло.
Учитывая, что конституционный процесс переходит в свою решающую фазу, что от его результатов зависит судьба Украины и возможность ее продвижения в мировое сообщество цивилизованных наций, благосостояние и благополучие ее граждан, мы, члены Союза лидеров местных и региональных властей — главы местных государственных администраций, руководители органов местного самоуправления различного территориального уровня, народные депутаты Украины, избранные в мажоритарных избирательных округах, депутаты местных советов, считаем своим долгом заявить о своем отношении к содержанию и механизмам реализации инициируемых народом конституционных изменений.
Опыт ежедневного общения с общественностью сел, местечек, городов и регионов, опыт работы в представительных и исполнительных органах всех уровней власти позволил нам выработать целостный и взвешенный подход к вопросу внесения изменений в действующую Конституцию. Этот подход базируется на таких принципах:
— КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПРОЦЕССА ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ (внесение первоочередных изменений и дополнений в Конституцию Украины должно осуществляться в порядке, предусмотренном действующей редакцией раздела ХIII Конституции. В дальнейшем целесообразно привести порядок изменения Конституции Украины в соответствие с ее политико-правовой сущностью: все изменения к Конституции должен утверждать народ Украины — единственный источник власти нашего государства. Реализация этого принципиального положения нуждается в проведении Всеукраинского референдума с целью утверждения изменений к разделу ХIII Конституции Украины, которым определяется порядок внесения изменений и дополнений в Конституцию);
— КОМПЛЕКСНОСТИ ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ (ИЗМЕНЕНИЯ и дополнения не могут быть ограничены только изменением структуры парламента Украины и должны быть направлены на реформирование всех уровней территориальной организации власти, что обеспечит реализацию основных положений Концепции государственной региональной политики и позволит провести должное реформирование административно-территориального строя Украины);
— ОДНОВРЕМЕННОСТИ ПРИНЯТИЯ ВСЕХ ИЗМЕНЕНИЙ (нельзя допустить фрагментарного изменения Конституции Украины, внесения в нее изменений перманентно, частями, что может привести к размытости связей между различными уровнями и звеньями власти и, как результат, к ослаблению управляемости в государстве и ее отдельных регионах);
— МИНИМАЛЬНОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ ИЗМЕНЕНИЙ (изменения и дополнения по своему объему и содержанию не должны касаться основ конституционного строя, нарушать установленную стабильность. Необходимо, чтобы они были достаточны для обеспечения становления новой эффективной системы организации власти и проведения назревших социально-экономических реформ).
ПЕРВООЧЕРЕДНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ К КОНСТИТУЦИИ УКРАИНЫ ПО СВОЕМУ СОДЕРЖАНИЮ ДОЛЖНЫ ПРЕДУСМАТРИВАТЬ:
1) создание двухпалатного парламента Украины. Определение компетенции палат (Народной Рады и Совета регионов) на основе распределения между ними полномочий существующей Верховной Рады Украины с условием сохранения ныне действующей президентско-парламентской формы правления;
2) установление таких принципов формирования Совета регионов и форм ее работы, которые бы обеспечили ее связь с органами регионального и местного самоуправления, реальный учет интересов населения регионов и территориальных общин при осуществлении законодательной власти;
3) разведение выборов в палаты парламента сроком на один год, что обеспечит непрерывность и преемственность законодательной власти, а также разведение выборов в Народную Раду и местные выборы сроком на шесть месяцев (это даст возможность избрать Совет регионов через год после избрания Народной Рады);
4) реформирование регионального (областного) уровня власти на основе четкого разграничения полномочий между субъектами местного самоуправления и соответствующими местными государственными администрациями;
5) формирование самодостаточных территориальных общин, т.е. таких, которые владели бы финансовыми, материальными, демографическими и другими ресурсами, достаточными для выполнения задач и функций местного самоуправления в полном объеме и на высоком качественном уровне;
6) введение трех уровней местного самоуправления: регионального (область, город-регион), местного (городской округ, район) и низового (село, местечко) и четкого разграничения полномочий между этими уровнями. При этом базовым должен быть определенный местный уровень, который состоит из самодостаточных территориальных общин — городской округ (на базе города областного значения или города районного значения), район (на базе сельского района);
7) создание административных судов.
Союз лидеров местных и региональных властей обращается к Президенту Украины, Верховной Раде Украины с призывом активизировать конституционный процесс, привлекая к нему представителей различных уровней и звеньев власти, широкую общественность. Этому содействовало бы образование Верховной Радой и Президентом Украины широкого представительного форума — «Конституционного Совещания» — при участии народных депутатов Украины, представителей органов местного самоуправления, органов исполнительной и судебной власти, общественных организаций, ученых, на котором можно было бы обсудить и согласовать концептуальные основы конституционных изменений и механизмы их реализации.
Для неотложного исполнения воли народа Украины — имплементации результатов Всеукраинского референдума — необходимо, чтобы первоочередные изменения и дополнения к Конституции Украины были внесены уже в феврале 2001 года. Это даст возможность сформировать на переходный период вторую палату парламента — Совет регионов — в марте 2001 года. При этом в Переходных положениях Закона Украины «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Украины» целесообразно возложить на нынешний состав Верховной Рады Украины полномочия Народной Рады.
Очередные выборы депутатов Народной Рады следует провести в соответствии с действующей Конституцией в марте 2002 года, местные выборы — в октябре 2002 года. После формирования органов регионального и местного самоуправления необходимо провести очередные выборы депутатов Совета регионов в марте 2003 года.
Одновременно с выборами депутатов Народной Рады целесообразно было бы провести Всеукраинский референдум по вопросу установления нового порядка внесения изменений в Конституцию Украины (внесение изменений и дополнений в раздел ХIII Конституции Украины).
Мы уверены, что начало партнерства, положенное в сентябре 1999 года совместной Декларацией Президента Украины и Союза лидеров местных и региональных властей Украины, получит новый импульс в объединении усилий для реализации изложенных в Заявлении Союза лидеров принципов и предложений с целью обеспечения поступательного движения и процветания нашего государства в третьем тысячелетии, во имя лучшей жизни Украинского народа.