В канун профессионального праздника (24 сентября) Верховная Рада преподнесла украинским машиностроителям бесценный подарок. Принят закон о внесении изменений в государственную тактику регулирования автомобильного рынка.
В сентябре 1960 года с конвейера запорожского автозавода сошла первая партия легковых малолитражек. Один из лучших автомобилей того времени (модель отличалась экономичностью, выносливостью, достаточно мощным двигателем и главное — простотой в эксплуатации), народ ради смеха прозвал «горбатым». Шли годы. Менялись формы и вкусы. Мы продолжали смеяться. Спустя 40 лет поняли, что горб — это, в общем-то, не так уж и смешно...
«В странах, где национальный рынок не защищен законодательством, — делится с «Днем» председатель совета директоров с украинской стороны СП «АвтоЗАЗ-Дэу» Олег ПАПАШЕВ, — торговля подержанными автомобилями — самый прибыльный теневой бизнес. Может быть, именно поэтому Верховная Рада так мучительно утверждала изменения к законодательным актам, регулирующим отечественный автомобильный рынок. Ярые противники законопроекта (некоторые представители фракции «Батьківщина»), пытались убедить депутатский корпус, что Украине экономически выгодней беспрепятственный ввоз заграничных машин. Мол, чем больше ввезут, тем больше появится АЗС, следовательно, и рабочих мест, и налогов. У нас, автомобилестроителей — иная математика, — продолжает Олег Хайруллович. — В 1999 году в Украину было ввезено 335 000 автомобилей. Из них, и это цифры официальной статистики, примерно лишь 20% прошли через систему налогообложения. Я — практик и люблю иметь дело с цифрами. Итак, делим доход, который задекларировала таможня (292 млн. грн.) на общее количество ввезенных машин. Результат — с одной иномарки государство получило в бюджет примерно $160. Считаем дальше. В том же 1999-м СП «АвтоЗАЗ-ДЭУ» реализовало 6054 «Таврии». Уплачено налогов — 34,3 млн. грн. Делим. Получается — 5665 грн., или — $1045. Сравните, $1045 с одной произведенной «Таврии» и $160 долларов с ввозимых «Мерседесов», «БМВ», «Тойот» и прочих престижных иномарок. Причем, постановление о минимальной таможенной пошлине на тот момент еще имело силу. Извините, что в таком случае мы подразумевали под словом «льготы», которыми нам частенько «утирали нос»? Если то, что оно означает в таком случае, кому эти льготы были предоставлены государством — нам, отечественному производителю, или же им — отечественным чиновникам, которые разваливали экономику страны?»
По словам Олега Папашева, отмена минимальной таможенной пошлины, расширение «возрастного коридора» на ввозимые в Украину иномарки поставили под угрозу всю автомобильную отрасль государства (памятен ультиматум корейского инвестора об уходе с украинского рынка, а также переживания чиновников по поводу возможных последствий). В компенсационных мерах, обещанных правительством, промышленники нуждались, как в воздухе. Попытки СП «АвтоЗАЗ-Дэу» увеличить объемы продаж путем уменьшения стоимости продукции (за последний год розничная цена «Таврии» упала до $2000), не увенчались успехом. В то время как отечественный производитель, способный выпускать недорогую продукцию, проедал уставный фонд, народ Украины инвестировал Запад.
В течение двух недель новый закон должен подписать Президент. После регистрации в Минюсте он будет опубликован. Основные положения: в два раза увеличены ставки налогообложения ввозной пошлины и акциза, запрещен временный ввоз автомобилей резидентам Украины, введена обязательная сертификация импортируемых машин. По словам Олега Папашева, это лишь первый шаг на пути законодательных преобразований. «Я не хочу питать иллюзий, что с принятием закона объемы продаж резко увеличатся, — сказал он. — Путей бестаможенного импорта в нашем государстве еще очень много. Но, главное — государство нацелено на создание цивилизованного рынка. Если так пойдет и дальше, наша страна в конце концов добьется успеха».
Олега Папашева дополнил председатель совета директоров корейской стороны СП «АвтоЗАЗ-Дэу» господин Ванг Янг Нам . В течение двух лет, до момента создания совместного предприятия, «АвтоЗАЗ» фактически простаивал. Основная часть оборудования пришла в негодность. В связи с этим «Дэу» направило на его реновацию $25 млн. Параллельно проведен анализ всех жалоб и замечаний. До начала серийного производства каждая «критическая» деталь была проверена, пересмотрены все технологические процессы ее производства. «Кроме того, — сказал господин Ванг, — нам удалось убедить рабочих, что они способны выпускать надежную, конкурентоспособную продукцию».
Руководители СП поделились с «Днем» взглядами на будущее предприятия. По словам господина Ванга, идея приобретения «Фордом» корпорации «Дэу-Мотор» на данном этапе неосуществима. Сегодня «Форд» не в состоянии предложить «Дэу» первоначально оговоренную сумму. «Дэу-мотор» ищет других покупателей. До 20 октября все заявки будут собраны, после чего начнется рассмотрение наиболее выгодного варианта. «Впрочем, — продолжил Ванг Янг Нам, — вопрос, кто купит «Дэу-Мотор», для совместного предприятия в Запорожье не столь важен. Важно убедить инвестора, что у СП есть перспективы! Ближайшие два года, с финансовой точки зрения, мы сможем существовать самостоятельно. За это время нужно сделать себя сильными, доказать, что предприятие достойно войти в состав той или иной автомобильной группы. Поддержка государства при этом просто необходима».