«День» продолжает исследовать проблему долгов государственных теле- и радиокомпаний Концерна РРТ и их возможного банкротства. Эта тема на прошлой неделе приобрела широкую публичную огласку. Ведь миллионы телезрителей и радиослушателей могут быть реально отключены от основного источника получения информации и зрелищ. Сегодня специально для «Дня» своим мнением о том, как можно решать эту проблему, делится авторитетный телевизионщик со стажем Иван МАЩЕНКО.
Простому человеку — тому же телезрителю, для которого и существует телевидение, совсем не понятно, как это две государственных структуры — Концерн радиовещания, радиосвязи и телевидения (Концерн РРТ) и Национальная телекомпания Украины (НТКУ) не могут разобраться со средствами, которые он, зритель, отдает им в виде налогов.
Так вот, давайте попробуем объяснить ему, рядовому телезрителю, почему все так неладно в украинском государственном телевизионном королевстве. И объясним не только высоким штилем цифр государственного бюджета, всенародных интересов, происков каких-то отечественных медиа-олигархов, но и просто, по-житейски.
Пять лет назад, 3 января 1995 г., вышел Указ Президента Украины №12/95 «О совершенствовании системы управления государственным телевидением и радиовещанием Украины». Именно тогда этим высоким государственным актом Концерн РРТ, который до этого находился в составе Министерства связи и выполнял функции распространения теле- и радиосигналов в пространстве Украины, был передан в состав Государственного комитета телевидения и радиовещания (Гостелерадио), где на то время и создали НТКУ (а еще — Национальную радиокомпанию Украины и областные (региональные) государственные телерадиокомпании). Украина первой среди постсоветских государств СНГ осуществила такую акцию: и создатели программ, и их распространитель оказались, так сказать, в одной коммунальной квартире под одной «крышей» — Гостелерадио. Ради чего? Как выяснилось позднее, чтобы Концерн РРТ, как тот примак, помогал выжить многочисленным «сестрам» — НТКУ, НРКУ, областным ГТРК. Ибо их кормилец — бюджет из года в год становился все более и более скупым по отношению к своим деткам — государственным ТРК. Так, в 1996 году бюджетные ассигнования на содержание всех гостелерадиокомпаний (в количестве 27) составляли примерно 165 млн. гривен (еще в приснопамятных купоно-карбованцах), что по тогдашнему курсу валют адекватно было почти 100 млн. долларов. А вот на нынешней, 2000 год, было выделено только 110 млн. гривен, но при перерасчете по курсу 1:5,5 доллара к гривне оказалось, что все государственное ТВ Украины «потянуло» аж на 20 млн. «зеленых». Чувствуете разницу? За пять лет финансирование в сопоставимых ценах сократилось аж в пять раз! И запланированное не всегда в полной мере поступает адресатам. Минфин считает: выживете...
А теперь давайте посмотрим, как в таких условиях государственные ТРК могут, как говорится, прожить сами. А так, как делают те же самые бедные рядовые телезрители, когда у них мизерные денежные поступления в семейный бюджет: при дилемме — купить хлеба или заплатить за квартиру, они, конечно, выбирают первое.
Вот так и государственные ТРК: этих 20 млн. «зеленых» им едва хватило бы на оплату Концерну РРТ за распространение сигнала. Но как минимум еще столько же нужно средств, чтобы готовить передачи. Поэтому между своим «хлебом» и «квартплатой» Концерну они выбирают то, что ближе к телу...
А подводная часть «айсберга» Указа Президента Украины от 3 января 1995 г. о переподчинении Концерна РРТ проявилась в том, что эта производственная структура, которая на 70% обслуживает негосударственные телерадиоорганизации, должна за счет получаемых от них средств держать «на плаву» еще и государственные ТРК. Ведь действительно: если, например, «Интер» или «Студия 1+1», которые исправно платят за «сигнал», используют техсредства двух общенациональных каналов, то там, где функционируют двое, проживет и третий, то есть НТКУ. Вот, собственно, на такой психологии выживала все эти годы не только Национальная телекомпания, но и все другие государственные ТРК.
Так при соединении этих двух факторов — перманентного уменьшения бюджетного финансирования и реального недовыделения уже запланированного — и образовался тот огромный долг НТКУ (55 млн. гривен), НРКУ (почти 70 млн.), а также областных ГТРК Концерну РРТ.
Но почему эта мина замедленного действия взорвалась только теперь, ведь долг накапливался в течение уже пяти лет? Дело в том, что возобновленному указом от 3.01.95 г. органу центральной исполнительной власти Гостелерадио, под крышей которого оказались и Концерн РРТ, и все государственные телерадиокомпании, хотя и не без труда, но все же удавалось утихомиривать страсти «в благородном семействе» (то устраивать взаимозачеты, то вексельное или какое-либо другое списание долгов Концерна РРТ).
Но вот этой весной Гостелерадио «почило в Бозе». Вместо этого появился Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания. То ли у его чиновников руки не доходят до дел в государственном ТВ и радио, то ли у них амбиции больше амуниции. Но именно во второй половине 2000 года начало особенно ощутимо трясти семейку в коммунальном государственному теледоме. Друг за другом пошли арбитражные судебные процессы Концерна РРТ и его областных структур против государственных ТРК, взаимные обвинения должностных лиц, угрозы выключить «первую кнопку» (т.е. отключить от эфира УТ-1 и УТ-2) и тому подобное.
А теперь спросим рядового телезрителя: что делают на бытовом уровне, когда совсем уж невмоготу терпеть подобное семейное сожительство? Верно: как ни жаль, но лучше разъехаться по разным квартирам и жить отдельно в границах тех возможностей, которые реально существуют.
Вот так, на мой взгляд, и в конфликте Концерна РРТ с НТКУ (и не только с ней). Концерн нужно изъять из состава Госкоминформполитики и или возвратить в материнское лоно системы связи, или передать под патронат Фонда госимущества для дальнейшего акционирования.
Что же касается Национальной телекомпании и ее коллег — НРКУ и областных ГТРК, то их стоит «отпустить на свободу» из цепких «любящих» объятий Госкоминформполитики. То есть общенациональные эфирные структуры (НТКУ и НРКУ) должны существовать как сугубо самостоятельные организации. И для этого есть уже серьезные основания. Ведь статьей 13 Закона Украины «О телевидении и радиовещании» еще в 1995 году были заложены экономические основы их независимости: «Финансирование Национальных телекомпаний Украины и Национальной радиокомпании Украины фиксируется отдельной строкой в Государственном бюджете Украины». К сожалению, вот уже в течение пяти лет это законодательное положение прямого действия не реализуется на практике. А между тем осуществление прямого финансирования НТКУ и НРКУ могло бы ускорить их переход в новое качество — в структуры общественного (или общественно-правового) ТВ и радиовещания. Таково настоятельное веление времени. Что касается областных государственных ТРК, то их дальнейший путь — в превращении в коммунальные телерадиокомпании путем передачи их в подчинение областным органам государственной власти. Это позволит избежать и такого двоевластия на «телевизионной ниве», какое, например, видим в столице Украины, где буквально через дорогу (пусть и такую широкую, как Крещатик) существуют и государственная региональная ТРК, и коммунальная телекомпания «Киев», а деньги на содержание обеих расходуются из одного и того же кармана налогоплательщика, то есть того же рядового телезрителя. А между тем есть в Украине одна область — Ивано-Франковская, где вместо местных государственных ТВ есть только коммунальная ТРК «Галичина». И ничего, живут себе.
Но если произойдут предлагаемые (или подобные) изменения, возникнет сакраментальный вопрос: а для чего тогда Государственный комитет информационной политики, телевидения и радиовещания с его почти полутора сотней чиновников во главе с известным поэтом? А действительно — для чего? Живут же тысячи газет и журналов без его «плотной опеки» — и благоденствуют. Так же не обременены излишними «припасами» государственных чинуш и сотрудники, и руководители более полутысячи коммерческих негосударственных теле- и радиокомпаний, и что-то не слышно о судебных исках к ним со стороны «обиженного» Концерна РРТ. Тем паче, что Госкоминформполитики даже в своем «собственном доме» с непосредственно ему подчиненными двумя государственными структурами (Концерном РРТ и НТКУ) не может разобраться. Вот и вынужден в этой ситуации лично Президент Украины, фактически игнорируя контору на Прорезной, 2, давать Кабинету Министров Украины указание спасать «первую национальную кнопку» (т.е. УТ 1) от выключающего рубильника Концерна РРТ.
И действительно, наступило время в большой телевизионной коммунальной квартире кардинально обустроить экранную жизнь.
СПРАВКА «Дня»
ОБ АВТОРЕ. Иван Гавриилович МАЩЕНКО почти четыре десятилетия проработал в системе государственного телевидения. Из них восемь лет возглавлял Запорожскую областную студию ТВ, полтора десятилетия был главным директором программ Республиканского телевидения. Является одним из «отцов-основателей» Национальной телекомпании Украины (в 1995—1997 гг. — ее первый вице-президент). Завершил свой трудовой путь заместителем председателя Гостелерадио Украины. Государственный служащий 3-го ранга. С 1994 по 1999 г. — член Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещения. Ведущий автор проекта Закона Украины «О телевидении и радиовещании», участвовал в разработке еще шести законопроектов в области СМИ. Автор 15 книг по теории и практике отечественной электронной прессы (в том числе двухтомника «Телевидение Украины»), сценариев научно-публицистических кинофильмов и многочисленных телепередач (в т.ч. международных телемостов).