Сегодняшние парадоксы отечественной пенсионной системы поражают. К примеру, недавно в Пенсионный фонд Украины, кажущийся на первый взгляд тихой гаванью, зашел «морской волк» с непрерывным 17-летним стажем работы в морях и океанах. Вполне законно он «наплавал» себе хоть и смешную, но льготную пенсию в размере 136 грн. Да вот беда, реально он получает... 73 грн. Почему? Наткнулся на «подводные рифы» решения Верховной Рады Украины о максимальной пенсии, которой не велено превышать трех минимальных (24 грн.) Между тем, согласно ст. 46 Конституции каждый человек имеет право на пенсию и социальное обеспечение не ниже прожиточного минимума.
«Cовковый принцип уравниловки — пусть минимум, но всем поровну — живет и здравствует, — рассказывает «Дню» заместитель начальника управления пенсионного обеспечения Пенсионного фонда Украины Елена КРАНДАКОВА . — Вот и идут в фонд в поисках справедливости малоимущие, инвалиды, одинокие, люди, получающие социальные (для никогда не работавших) пенсии со всеми возможными надбавками, размеры которых не превышают 46 грн. Пробовал ли кто-либо из законодателей прожить на эти крохи? Приходят и те, чью среднюю трудовую пенсию в 66,70 грн. тоже трудно назвать достаточной хотя бы для удовлетворения минимальных физических потребностей. И как мне объяснить нашим пенсионерам, — мучается вопросом заместитель начальника управления, — почему граждане Эстонии, проживающие в Украине, получают от своего государства ежемесячно пенсию $75—100, или почему эмигрировавшие в Израиль имеют пенсионных $600?»
По словам Е.Крандаковой, действующая поныне солидарная или горизонтальная система распределения доходов работающих в пользу заслуженно отдыхающих кое-как справлялась со своей ролью в условиях жесткого авторитарного режима — ее недостатки покрывались за счет общегосударственных накоплений. Кстати, 132 рубля максимальной пенсии были хорошими деньгами (хотя 9 рублей колхозной пенсии роскошью не казались, даже при том, что компенсировались трудоднями).
В новых украинских экономических реалиях солидарная система, внедренная на рубеже 19—20 веков в Англии, Франции, Германии, а затем и в СССР, задыхается. И не удивительно. Удельный вес пенсионеров по отношению к работающим в народном хозяйстве страны — 81%. Иными словами, из 10 человек взрослого и гипотетически трудоспособного населения 8,1 — пенсионеры. Всего в стареющей стране насчитывается чуть более 13 млн. 841 тыс. пенсионеров, тогда как в народном хозяйстве трудится около 17 млн. человек. Фактически один работающий должен содержать одного неработающего, «отстегивая» пенсионные со своей среднестатистической куцой зарплаты.
Большинство предприятий обязаны отчислять в фонд социальной защиты 32% из фонда заработной платы, исключая сельхозхозяйства и предпринимателей, выплачивающих фиксированный налог. Разумеется, обложенные со всех сторон налогами налогоплательщики всячески ускользают от уплаты растущих пенсионных взносов. Они не заинтересованы в повышении фондов заработной платы, а доплачивают за труд зачастую «в конвертах». Дополнительные налоги на богатых, их автомобили, валюту, золото наполнить бюджет пенсионного фонда не состоянии. Проблема усугубляется спадом производства, теневой экономикой, безработицей, инфляцией, демографической «ямой», ростом с 9,4 до 14,8% за 10 лет пенсионеров-льготников (более 20 категорий), удалившихся «на законный отдых» на 5—15 лет раньше и пополнивших и без того многочисленную армию пенсионеров. Словом, сама жизнь требует проведения пенсионной реформы.
В Украине, как сообщила «Дню» Елена Крандакова, наиболее предпочтительна трехступенчатая пенсионная система. Минимальный, но гарантированный уровень жизни и защиту пожилых людей от бедности по-прежнему будет обеспечивать усовершенствованная базовая общегосударственная солидарная система. Второй уровень, обязательная накопительная система по типу чилийской, предусматривает отчисления в виде налога на зарплату и даст возможность каждому средне- и высокооплачиваемому работнику создавать индивидуальные персонифицированные пенсионные счета. Эти деньги будут инвестироваться, а доходы от инвестиций распределяться между участниками. Третий уровень — система добровольного пенсионного страхования, и рассчитана она на граждан с высокими доходами. Нововведения, по мнению Е.Крандаковой, стимулируют профессиональный качественный труд и бережное отношение людей к собственному здоровью. Впрочем, с этим, похоже, придется несколько подождать, так как без подъема экономики и заработной платы, отлаженной финансовой системы, реальной административной реформы чуда не будет. Ко всему, предстоит возродить еще и веру в негосударственные пенсионные фонды, которая похоронена под обломками дутых финансово-страховых фондов и пирамид. Это, пожалуй, наиболее серьезная проблема. О дефицит доверия к финансовым институтам могут в данном случае разбиться все реформаторские намерения.
Одним из условий внедрения пенсионной реформы наряду с полным погашением задолженностей по пенсиям (сегодня пенсионные долги остались невыплаченными в двух регионах и правительство намерено погасить их к 15 сентября) министр труда и социальной политики Иван Сахань назвал завершение персонификации системы отчетности и баз данных. Сейчас, как сказала Елена Крандакова, все 732 отделения Пенсионного фонда охвачены персонификацией и уже предоставляют компьютеризованные данные по каждому работающему. Это означает, что громоздкая система учета станет проще и прозрачней, рабочий стаж не надо будет записывать в трудовые книжки, уменьшится количество злоупотреблений.
В предпоследний день лета- 2000 правительство, по информации УНИАН, одобрило проект Закона об обязательном пенсионном страховании, который, в частности, предусматривает явление в мире невиданное — выход на пенсию по желанию. Все еще сильной половины украинцев — в 65 лет, а слабой в 60 с сохранением пенсии. Такой своеобразный пенсионный «люфт», по мнению Е.Крандаковой, позволит здоровым людям продлить свое трудовое долголетие, не сгореть от безделья, ощущения ненужности, а также закрыть образовавшуюся «брешь» между государственным и персональным страхованием. Около 99 тысяч грн. уже перечислено нашими согражданами по данным на 1 августа на индивидуальные банковские пенсионные счета. В то же время в Пенсионном фонде уже готовят расчеты, сколько средств понадобится, чтобы прибавить к пенсиям по 5, 10 и 20 грн., ставят цель обеспечивать пенсионеров хотя бы прожиточным минимумом. Когда украинцы ощутят сладость плодов пенсионной реформы? По мнению Елены Крандаковой, это будет не скоро, возможно, не раньше, чем произойдет смена поколений. За 70 лет, по ее словам, в стране родилось три поколения социальных иждивенцев, привыкших к тому, что о них позаботится некая аморфная третья сила — государство. Теперь же, говорит она, нам предстоит усвоить — каждый здоровый человек должен заработать себе на старость собственными руками.