АБСТРАКТНЫЙ ЭКСПРЕССИОНИЗМ. В США, а позже и в странах
Запада, доминирующим направлением абстрактной живописи становится абстрактный
экспрессионизм, один из наиболее влиятельных направлений абстрактной живописи.
Принцип абстрактного экспрессионизма состоял в отказе от предварительного
замысла и планомерно выстроенной формы. Художники культивировали спонтанную
манеру письма, покрывая полотно беспорядочными мазками. Гарольд Розенберг
в 1952 году дал ему другое название — «живопись действия».
НЕОРЕАЛИЗМ. «Рим — открытый город», фильм Роберто
Росселини, первое произведение итальянского неореализма. 1946
ХОЛОДНАЯ ВОЙНА. 5 марта речью Уинстона Черчилля
объявлена холодная война СССР. Вскоре появляются первые произведения о
«красной опасности». Давая общую характеристику самой первой голливудской
продукции для потребностей «холодной войны» Р. Лакурб отмечает: «Рецепт
этих фильмов элементарный: коммунисты просто заменили бывших гангстеров,
похитителей детей и рэкетиров. Действие и построение интриги такое же,
только диалоги изменились. Так же даже не пытаются оснастить вымышленные
сюжеты хотя бы минимумом альтернативных стремлений или анализом доктрины
коммунистов — экономической или философской».
ТЕХНИКА АКТЕРА. В Америке на русском языке напечатана
книга русского актера, ученика и последователя К. Станиславского, Михаила
Чехова «О технике актера». В 1953 году книга издана на английском языке.
В июле 1928 года Михаил Чехов выехал на лечение за границу, где и остался
— работал у Макса Рейнхардта в Париже, но без особого успеха. Впоследствии
создал студию, переименованную в 1939 году в Театр Чехова. Основные понятия
системы Чехова: атмосфера, психологический жест, импровизация.
АВИНЬОНСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ. Впервые проведен Авиньонский
фестиваль Жана Вилара (1912-1971). На этом фестивале Вилар использовал
новые принципы организации сценического пространства, осуществив постановку
спектакля под открытым небом и использовав архитектуру Папского дворца.
Этот принцип Вилар перенес и в свой театр во дворец Шайо. Стиль Вилара,
или стиль TNP, классический по форме, просветительский по содержанию и
демократический по духу, нацелен влиять на сознание и ум зрителей. Своим
спектаклям Вилар придавал характер церемониала, торжества.
ЭДИНБУРГСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ. Впервые проведен ежегодный
Эдинбургский театральный фестиваль.
ТЕАТР АБСУРДА. 10 октября спектаклем «Процесс» Франца
Кафки в адаптации Андре Жида и Жана-Луи Барро открылся театр де Мариньи.
«Появившись в наиболее благоприятный момент, вскоре после кошмара немецкой
оккупации, — писал теоретик театра абсурда Мартин Эсслин, — этот спектакль
глубоко растрогал публику. Предчувствие Кафкой воцарения в мире греховности
человека и деспотизма власти было для французских зрителей 1947 года большим,
чем художественный вымысел... «Процесс» был первым представлением, который
наиболее полно представлял театр абсурда в его типичной для середины ХХ
века форме. Сценическая попытка Ж.-Л. Барро предшествовала спектаклям по
произведениями Э. Ионеско, А.Адамова, С. Беккета и предвещала новые возможности
сочетания традиций клоунады, поэзии нонсенса, литературы мечты и аллегории».
СЛУЖАНКИ. Скандальная премьера пьесы Жана Жене в
постановке Луи Жуве.
ПИККОЛО ТЕАТР. 14 мая открылся миланский «Пикколо
театр» Джоржа Стреллера (который считал себя учеником Б. Брехта). Главная
эстетическая характеристика представлений Стреллера — сочетание традиций
театра дель арте с принципами эпического театра.
ЛИВИНГ ТИЭТР. Джулиан Бек и Джудит Малина учреждают
в Нью-Йорке «Ливинг Тиэтр», который просуществовал до 1973 года.
МАКАР ДИБРОВА (первое название «Простые люди»).
1 мая впервые поставлена на сцене театра пьеса А. Корнейчука (Театр им.
Е. Вахтангова). 12 июня премьера спектакля состоялась на сцене Киевского
театра им. И. Франко. Первый вариант пьесы имел название «Простые люди».
Героями с самого начала были мирные труженики-шахтеры, в центре внимания
стояли их производственные проблемы и достижения, жизненные радости и печали.
Изначально среди действующих лиц пьесы был И. В. Сталин. Диброва, по Корнейчуку,
был свидетелем разговора члена Реввоенсовета республики тов. Сталина с
шахтерами на земле освобожденного Донбасса. Сталин должен был быть одетым
в длинную шинель. Впоследствии сцена была заменена монологом о яблоне,
которую посадил Макар на том месте, где стоял «товарищ Сталин».
ВЕЛИКАЯ ДРУЖБА. 22 мая принято постановление ЦК
КП(б)У о состоянии и мерах по улучшению музыкального искусства в Украине
в связи с постановлением ЦК ВКП(б) об опере «Великая дружба» Вано Мурадели.
В постановлении сокрушительной критике было поддано творчество Бориса Лятошинского
и других композиторов. Когда прошло десять лет, 28 мая 1958 года ЦК КПСС
принял постановление об исправлении ошибок в оценке опер «Великая дружба»,
«Богдан Хмельницкий» и «От всего сердца».
ПОЗИТИВНЫЙ ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ. Труд «Позитивный экзистенциализм»
итальянского философа Николы Аббаньяно (1901-1990), основателя этого направления.
Центральное место в философии Аббаньяно принадлежит идее свободы. Поэтому
главная проблема бытия — быть или не быть свободным. Человек является органической
частью мира как тотальности, поэтому невосприятие мира является отказом
от существования.
БЕРЛИНСКИЙ АНСАМБЛЬ. 11 января 1949 года в Берлине
открылся «Берлинский ансамбль» под руководством Б. Брехта.
КОСМОПОЛИТЫ. 28 января в газете «Правда» напечатана
статья «Об одной антипатриотической группе театральных критиков». Статья
была насыщена такими выражениями: «гнусный поклеп», «озлобленные издевки»,
«позорные, невежественные излияния», «антипатриотическое, космополитическое,
гнилое отношение к советскому искусству», «носители чуждых для народа взглядов»,
«безродные космополиты». 30 января в статье «На чуждых позициях» с полос
газеты «Культура и жизнь», где были повторены основные тезисы «Правды»,
прозвучал призыв «до конца разгромить» антипатриотическую группу (подпольную,
конечно), в состав которой были зачислены Ю. Юзовский, А.Гурвич, Г. Бояджиев,
А. Борщаговский, Л. Малюгин, Е. Холодов, Я. Варшавский, И. Альтман. Вскоре
после статьи в Москве появилась шутка: «Россия — родина слонов». Очевидно,
постановление было принято по инициативе драматургов А. Софронова, А.Сурова,
М. Вирты и Б. Ромашова. Через полгода после статьи начальник Главного управления
театров на страницах журнала «Театр» отчитывался: «работа по разоблачению
критиков-антипатриотов» внесла «свежую, оздоравливающую струю»; театры
опомнились, перестали прислушиваться к космополитам и стали брать в работу
пьесы Софронова (94 постановки), Сурова (44 постановки), Штейна (47 постановок),
«Макара Диброву» Корнейчука (22 постановки). Благодаря своевременному вмешательству
советский театр не сбился на окольную дорогу и далее шел правильным, избранным
партией путем».
(Начало см. в «Дне» от 28.01. Продолжение следует)