Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Лицензионное «облегчение» в правительственном исполнении

16 августа, 2000 - 00:00

30 июня 2000 года Президент Украины подписал принятый Верховной Радой Закон «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности», который вступит в силу в начале ноября этого года.

Недавно заместитель председателя Госкомитета по регуляторной политике и предпринимательству Сергей Третьяков (бывший председатель Лицензионной палаты) утверждал, что с принятием закона система лицензирования станет «простой, понятной и прозрачной для каждого предпринимателя». Но проект постановления Кабинета Министров «Об утверждении перечня органов лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности» еще раз доказал, что даже сразу «на ура» принятый закон, обрастая после этого постановлениями и распоряжениями «на выполнение», может существенно изменить свое привлекательное «лицо». На прошлой неделе на заседании Национального клуба лидеров общественных объединений предпринимателей позиции правительства был противопоставлен другой взгляд.

Виктор ХМИЛЕВСКИЙ, президент Союза арендаторов и предпринимателей Украины:

— К сожалению, за положительными чертами самого закона могут следовать непоследовательные и негативные по своим результатам решения, направленные якобы на его реализацию. Пример этого — проект постановления Кабинета Министров Украины «Об утверждении перечня органов лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности». У предпринимателей вызывает сомнение целесообразность распределения «рынка» лицензирования: 60 видов лицензирования распределяется между 20 министерствами и ведомствами, которые должны его осуществлять. Исходя из нашего огромного коррупционно-бюрократического опыта, появляется возможность чиновничьего зарегулирования, применения непрямых санкций и даже возможность расправы с «неугодными» предпринимателями на местах. Закон должен сработать на наполнение бюджета Украины, но при этом из него следовало бы исключить элементы, которые могут облегчить взяточничество. В Украине нужен единый уполномоченный орган по вопросам лицензирования, например, Лицензионная палата, которая входит сегодня в состав Госкомитета по вопросам предпринимательства. Только она должна разрабатывать методологию лицензирования хозяйственной деятельности. Мы подсчитывали, что для реализации системы лицензирования, предлагаемой правительственным постановлением, требуется около 12 тыс. чиновников. Пусть на каждого из них государство должно израсходовать минимум 500 грн. Следовательно, 6 млн. грн. в месяц, а за год — 72 млн. грн.! А это те гривны, которые нужны на покрытие задолженности по социальным выплатам. Вызывает обеспокоенность, что в случае аннулирования лицензии предприниматель может получить новую не раньше, чем через год от даты принятия решения органа лицензирования об аннулировании лицензии. Это создает возможность запугивания предпринимателей лишением лицензии, влияния на них в корыстных целях. В случае угрозы потери лицензии на такой значительный срок предприниматель будет согласен на любую взятку, которая компенсируется для него возможностью работать и зарабатывать деньги весь год. Т.е. в этом случае величина взятки будет равна потенциальной годовой прибыли предпринимателя. Работа единого органа лицензирования позволит дистанцировать принимающего решения чиновника и предпринимателя и избежать личного контакта и взяточничества. При существовании многих органов лицензирования такая проблема становится актуальной по причине ограниченности штата «непрофессионального» органа лицензирования.

КОММЕНТАРИЙ

Олег ИВЧЕНКО, вице-президент Союза кооператоров Украины:

— В законе должно быть все выписано так, чтобы уже не требовалось никаких дополнительных подзаконных актов, регулирующих лицензионную деятельность. В данном случае закон практически ничего не регулирует, он лишь создает определенные рамки, а вот последующие постановления и являются регулирующими документами. Вопросы лицензирования просто отданы на откуп министерствам и ведомствам. Мы категорически против таких законов. В постановлении указано слишком много органов, которым поручается лицензирование. Это только поспособствует развитию коррупции, так как правила игры будет устанавливать исключительно чиновник. После правительственного постановления должно последовать множество документов каждого из уполномоченных органов, уточняющих, каким образом будет идти лицензирование. Я считаю, что это просто распыление ответственности. Постановление откладывает все дальше и дальше сам процесс лицензирования, превращая его в бесконечную цепочку.

Подготовила Юлия ШАЙДА, «День
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ