Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Татьяна КРАСИКОВА: «Свободу СМИ дает только экономическая независимость, которой нет»

4 августа, 2000 - 00:00

26 июля исполнился ровно год, как «Черноморку» вместе с еще тремя частными телерадиокомпаниями Крыма отключили от эфира. Причина отключения независимых компаний от эфира оказалась банальной: Крымский радиотелепередающий центр вовремя не получил лицензии в «Укрчастотнадзоре» на эксплуатацию своих передатчиков. Четыре месяца «Черноморка» отсутствовала в телевизионном эфире полуострова — горячая пора президентских выборов прошла без нее. В активный телесезон Черноморская ТРК вступила фактически с половины дистанции — с конца 1999. Сумела ли компания ликвидировать разрыв? Каковы итоги такого нелегкого для «Черноморки», как, впрочем, и для всего регионального украинского телевидения, года — в ответах «Дню» президента ЧТРК Татьяны КРАСИКОВОЙ .

— Татьяна Александровна, какие тенденции в развитии телевидения в Украине в минувшем сезоне вы бы выделили особо?

— На мой взгляд, все тенденции в нашем деле давно определились и практически не меняются. Они только усиливаются или ослабевают в зависимости от того, какой политический период переживает страна. В минувшем сезоне, например, значительно ослабело политическое давление на средства массовой информации, так как президентские выборы уже состоялись. Зато в преддверии новых выборов усилилась тенденция поглощения небольших и даже крупных региональных телекомпаний центральными каналами, за которыми стоят крупные промышленно-финансовые группы. К сожалению, похоже на то, что это неизбежный процесс, так как региональной телекомпании очень трудно выжить самостоятельно

Основными тенденциями, мешающими развитию телевидения и радио Украины, я считаю постоянный произвол чиновников в отношении СМИ; стремление государства не допустить существования независимых СМИ, их фактическое отсутствие, потому как свободу дает только экономическая независимость, которой нет и не может быть в социально-экономической ситуации последних лет; катастрофическое для региональных СМИ падение рекламного рынка: с 1998 года транснациональные корпорации, дающие основные рекламные деньги, не планируют региональных рекламных бюджетов. Все остается в Киеве на общенациональных каналах.

— С какими новыми для себя проблемами столкнулась в минувшем телесезоне ваша ТРК?

— В свете вышесказанного, ничем новым для ТРК минувший телесезон отмечен не был. Весь год мы занимались тем, что переписывались с Комитетом по связи и информатизации Украины и Государственной инспекцией электросвязи по Автономной Республике Крым, пытаясь добиться ответа на вопрос: на основании каких законов или подзаконных актов ТРК должна выполнять выдвигаемые ими требования? В частности, получать разрешение на строительство и эксплуатацию передатчиков, принадлежащих РТПЦ Крыма, которое по договору оказывает нам услуги связи. Почему мы должны заключать договор и оплачивать мониторинг частот, на которые мы вынуждены были получить лицензии под давлением Комитета по связи, хотя в Законах «О телевидении и радиовещании» и «О связи» об этом нет ни слова? Государственный комитет Украины по связи ни на одно наше письмо не дал и, видимо, не может дать ответа, так как очевидно, что все эти требования Госкомсвязи незаконны.

— Как сказалось на вашей работе вынужденное бездействие Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания?

— На мой взгляд, так называемое вынужденное бездействие Нацсовета было хорошо продумано и спланировано. Он не работал как раз в то время, когда больше всего был нужен контроль за исполнением законов (не только телекомпаниями, но и всеми государственными органами и организациями), и было нужно не допускать произвола. По сути, из-за этого более полутора лет Черноморская ТРК не могла решить, в частности, вопрос о расширении сети вещания. Наши документы лежат в Нацсовете не рассмотренными около двух лет.

— На чем вы делаете акцент в формировании своего программного продукта? Как учитываете мнение зрителя?

— Мне трудно судить, насколько усовершенствовался программный продукт «Черноморки» за прошедший год, но я могу утверждать, что мы стараемся выдерживать принципы, которые для себя определили изначально. Программный продукт должен быть разнообразным по жанрам и сбалансированным так, чтобы телезрители любого возраста и любой социальной группы могли найти для себя интересующую их программу. Кроме того, канал должен быть «крымским», в нем должны преобладать программы, отражающие историю, культуру и сегодняшний день Крыма. Мы обязательно учитываем мнение телезрителей, о котором судим по письмам, телефонным звонкам и просто визитам в телекомпанию.

Если разложить нашу эфирную сетку на блоки, то я бы назвала блок детских программ, который состоит из двух еженедельных и одной ежевечерней программы; блок информационных программ — это две еженедельных и две ежедневных программы; блок программ, выходящих в прямом эфире, — это три еженедельные политические и одна неполитическая программа. К слову, прямой эфир — хороший показатель мнения телезрителей. Есть у нас также блок познавательных, краеведческих программ.

— Что общего и в чем отличие Черноморской ТРК от региональных негосударственных ТРК Украины?

— Думаю, что основным отличием «Черноморки» от других региональных негосударственных телекомпаний является то, что она охватывает вещанием практически всю территорию республики. Программы транслируются шестнадцатью передатчиками и передаются более чем на 700 км радиорелейных линий. Кроме того, мы самостоятельная телекомпания, не входящая ни в какую сеть. Льгот по сравнению с другими ТРК «Черноморка» не имеет.

В отличие от многих региональных телекомпаний, для Черноморки очень болезненной является проблема языка вещания. Специфика Крыма такова, что ни одна региональная коммерческая телекомпания не может рассчитывать на успех, вещая на украинском языке. В этой связи вызывают очень большое беспокойство высказывания некоторых чиновников на страницах центральных газет о намерении значительно увеличить долю государственного языка в электронных СМИ.

— Что для вас является показателем хорошей работы телекомпании?

— Безусловно, рейтинг, который определяют независимые социологические исследования. Последнее было проведено Симферопольским консалтинг-центром в мае текущего года. Оно в очередной раз подтвердило, что в регионе мы занимаем третье место после канала «1+1» и «Интер»? Но рейтинги — это для специалистов.

Самым безошибочным показателем работы канала является реакция жителей Крыма на появление наших съемочных групп. Она неизменно благожелательна и доверительна. Очень часто телезрители обращаются к «Черноморке» за защитой и в поисках справедливости.

— Что означает телевидение для вас лично? Каковы задачи и функции регионального телевидения? В чем оно может конкурировать с общенациональными каналами?

— Для меня лично телевидение — это любимая работа и один из основных источников получения информации. Задачей регионального телевидения является отражение не глобальных проблем, которые существуют в государстве, а местных, в нашем случае — крымских, которые объективно интересуют людей значительно больше общегосударственных.

Сегодня региональное телевидение может не столько конкурировать, сколько существовать на равных с обще- национальными каналами. Для этого необходимо найти свою «нишу», которая, как мне кажется, выражена в лозунге «Черноморки»: «Мы рядом!» Т.е. мы свои, мы живем с вами одной жизнью, ваши проблемы — это наши проблемы, давайте вместе их решать.

СПРАВКА «Дня»

Черноморская ТРК в эфире с 1993 г. Потенциальная зрительская аудитория — около двух миллионов человек. Лицензию на вещание получили в декабре 1995 г. По лицензии — 90% вещания на русском языке и 10% на украинском языке. Производит более 30 собственных программ. Сотрудничает с «1+1» дистрибьюшн, «Прайм — Тайм», «Сага ТВ», с рядом ведущих украинских, российских и крымских студий-продакшн.

Материал подготовила Александра ЛАВРИНЕНКО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ