Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Прощальная хроника от Александра Клековкина

4 августа, 2000 - 00:00

1938

ТЕАТР ЖЕСТОКОСТИ. 7 февраля вышла в свет книга Антонена
Арто «Театр и его двойник», где впервые введено понятие «театр жестокости».
Цель которого заключается в том, чтобы шокировать зрителя и освободить
его от власти дискурсивного и логического мышления, вернуть ему способность
к непосредственному восприятию через нового рода катарсис, оригинальный
эстетический и этический опыт.

СТРАХ И ОТЧАЯНИЕ. 21 мая — первая постановка сцен
из цикла «Страх и отчаяние третьей империи» Брехта в Париже (постановщики:
Златан Дудов и Брехт).

БАТУМ. 10 сентября Михаил Булгаков начал новую тетрадь
под названием «Материалы для пьесы или оперы о Сталине». Первая редакция
пьесы получила название «Пастырь». На одной из страниц тетради — названия,
написанные рукой О. С. Булгаковой — «Бессмертие», «Битва», «Рождение славы»,
«Аргонавты», «Кормчий», «Юность штурмана», «Так было», «Кондор», «Штурман
вел корабль», «Юность рулевого», «Мастера», «Дело было в Батуме».

«ВОЙНА МИРОВ». 30 октября — «Война миров», радиоспектакль
Орсона Уэллса по роману Герберта Уэллса. Актеры настолько органично разыграли
вторжение марсиан, что напуганные жизнью слушатели отнеслись к этому событию
как к реальной действительности и выбежали на улицу в поисках защиты —
началась паника. В 1994 году на аукционе «Сотбис» какой-то почитатель творчества
Уэллса приобрел оригинал сценария знаменитой радиопостановки «Война миров»
за 32 000 долларов.

«РАБОТА АКТЕРА НАД СОБОЙ». Первое русское издание
книжки К.С. Станиславского «Работа актера над собой» — вскоре после смерти
режиссера.

1939

МЕТОД ФИЗИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ. 4 декабря 1939 года,
уже после смерти Станиславского, состоялась премьера спектакля МХАТа «Тартюф»
Ж.-Б. Мольера. Это была последнее представление, работая над которым, К.
С. Станиславский пытался привить молодым актерам только что открытый им
«метод физических действий».

УКРАИНСКИЙ МОДЕРН. 7 февраля в Харбине открылся
украинский театр «Модерн». В Харбин из Тянтьзиня приехали Э. Давыдова и
П. Лавровский и начали организовывать украинский театр. Первым спектаклем
7 февраля 1939 года решили показать «Ой, не ходи, Грицю» М. Старицкого.
После прекращения представлений в театре «Модерн» П. Лавровский и Э. Давыдова
поставили несколько спектаклей в театре Украинского Национального Дома.
Премьерой был спектакль «За двома зайцями» М. Старицкого. Были также поставлены
«Лимерівна», «Жидівка-вихрестка», «Маруся Богуславка» и другие.

ВСЕСОЮЗНАЯ РЕЖИССЕРСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ. Конференция
открылась 13 июня. Она должна была «наметить пути, которые будут способствовать
развитию творческой инициативы наших театров, созданию новых выдающихся
произведений социалистического реализма» («Правда»). В президиум конференции
были избраны: А. Я. Вышинский — заместитель председателя СНК СССР, Г. Ф.
Афанасьев — заместитель заведующего Управлением пропаганды и агитации ЦК
ВКП (б), товарищи Берсенеев, Бабочкин, Немирович-Данченко (хотя последний
отсутствовал на конференции из- за переутомления, но послал приветствие),
Попов, Самосуд, Толстой, Фадеев и другие товарищи. В почетный президиум
конференции избраны товарищи Сталин, Молотов, Каганович, Калинин, Андреев,
Хрущев, Микоян, Жданов, Берия, Шверник. В центре внимания конференции оказались
категории реализма, народности и патриотизма, а также проблема воплощения
«позитивного героя», которую обсуждали и на съезде писателей

«УКРАИНСКАЯ СЮИТА». 23 августа в Киеве на стадионе
устроено массовое народное зрелище «Украинская сюита». Текст Л.Первомайского.
Режиссер М. Экк. Художник М. Уманский. Хормейстер Г. Веревка. Балетмейстер
П. Вирский. В этом году широко праздновалось 125-летие со дня рождения
Т. Г. Шевченко, поэтому большое внимание уделялось массовым мероприятиям
с национальной окраской и межнациональным (интернациональным) связям —
гастролям и т.п. 30 августа массовое народное зрелище «Украинская сюита»
было показано в Москве, в Зеленом театре. Участники — колхозные коллективы
художественной самодеятельности Украины, мастера украинского профессионального
театра.

«В БУРЮ». 8 октября в Музыкальном театре им. Немировича-Данченко
поставлена опера Т. Хренникова «В бурю», в которой впервые на сцену оперного
театра выведен Ленин. Репетиции вел сам Немирович-Данченко. В этом же году
состоялась научно-творческая конференция «Ленин в театре, драматургии и
кино», а также Совещание исполнителей роли Ленина в пьесе «Человек с ружьем»
Н. Погодина.

ЛЬВОВСКИЙ СОВЕТСКИЙ ТЕАТР. 3 ноября во Львове открылся
Первый Украинский советский театр им. Т. Шевченко. Руководители — И. Стадник
и В. Блавацкий. Спектакль «Облако» В. Суходольского. Режиссер И. Стадник.

СТАЛИНСКАЯ ПРЕМИЯ. 20 декабря — Постановление СНК
СССР «Об установлении премий и стипендий имени Сталина». В дополнение к
постановлению СНК СССР 1 февраля 1940 года принято правительственное решение
об установлении 4-х премий имени Сталина по 100 тыс. руб. каждая, которые
присуждались ежегодно за выдающиеся произведения в сфере литературы: поэзии,
прозы, драматургии и литературной критики. Для предварительного рассмотрения
представленных работ на получение премий были созданы два комитета: Комитет
по Сталинским премиям в области науки и Комитет по Сталинским премиям в
сфере литературы и искусств под председательством народного артиста СССР
В.И. Немировича-Данченко.

1940

«В СТЕПЯХ УКРАИНЫ». 21 сентября в г. Запорожье Государственный
украинский драматический театр им. М. Заньковецкой показал премьеру спектакля
«В степях Украины» А. Корнейчука (режиссер Б. Романицкий); 9 октября в
Киеве премьеру показал Государственный украинский драматический театр им.
И. Франко (режиссер Г. Юра); 6 ноября — в Харькове Государственный украинский
драматический театр им. Т. Шевченко (режиссер М. Крушельницкий); 12 ноября
— в Одессе Государственный украинский драматический театр Революции (режиссер
В. Василько). По поводу пьесы И. В. Сталин написал Корнейчуку письмо: «Многоуважаемый
Александр Евдокимович! Читал Вашу «В степях Украины». Вышла чудесная штука
— художественно цельная, веселая-превеселая. Боюсь только, что слишком
она веселая; есть опасность, что разгул веселья в комедии может отвлечь
внимание читателя-зрителя от ее содержания. Между прочим: я прибавил несколько
слов на 68 стр. Это для большей ясности. Привет! И. Сталин». Вставки Сталина
были такими: 1) «налог теперь будут брать не от количества скота, а от
количества гектаров колхозной земли»; 2) «разводи, сколько хочешь колхозного
скота, налог останется тот же...». Ставя пьесу, Гнат Юра писал: «Как режиссер
спектакля я стремился насытить представление оптимизмом, солнцем, яркими
и светлыми красками щедрой украинской природы, юмором». 11 апреля 1942
года Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР о присуждении
Государственных премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы
за 1941 год премия первой степени в размере 100 000 рублей присуждена Корнейчуку
А. Е. за пьесу «В степях Украины».

(Начало см. в «Дне» от 28. 01. Продолжение следует)

Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ