Янош Горват, его жена и восемь детей два года живут за высоким забором областного призывного пункта в Ужгороде при краевом военкомате, в полулегальном общежитии. Когда-то здесь были военные казармы. 30 лет назад их отдали цыганам под жилье. С тех пор в помещении ни разу не делался капитальный ремонт, даже не подведена канализация. Городские власти боятся сюда наведываться — из-за огромного количества крыс. Питьевую воду местные жители привозят за полкилометра на тележках из колонки, находящейся около городских гаражей.
История «урбанизации» этой цыганской семьи берет начало в 50-х годах ХХ века. Начальство райцентра Иршава вызвало к себе старейшин лагеря, расположенного на окраине городка (вместе с родственниками тут жил и Янош Горват), и предложило освободить обжитую местность, где должны были воздвигнуться корпуса винодельческого завода.
Ромы смиренно переселились в другое, расположенное неподалеку, место, и с неким сарказмом назвали новое поселение Собатино. Янош Горват, как и многие ему подобные, вынужденно «урбанизировался»: переехал с семьей в Ужгород, так как построить своими силами собственный дом в Собатино уже не мог.
В тесной «казарменной» комнатушке — аж восемь детей. Поэтому дети Яноша Горвата школу не посещают. В долгие часы досуга они кормят своего кота Степана пойманными крысами, потому что самого не рискуют выпускать на охоту — грызунов расплодилось слишком много.
Впрочем, Янош Горват возвращаться на «родину» не собирается — оставшимся в Собатино цыганам тоже очень трудно.
Тамошний сельский староста Иосиф Надожди говорит:
— За последние годы поселок обеднел. В лагере немногим больше 500 человек. Из них более 150 — работоспособного возраста, но они не могут найти работу. Люди, у которых по 5-8 детей, выживают, прибегая к хитростям: не регистрируют свои долголетние браки, а сводят концы с концами за счет жалких выплат на детей матерям-одиночкам. Ежемесячные 5 грн. 20 коп. на каждого — мало, но лучше, чем ничего. Ввиду этого многие прекратили платить за свет. Более зажиточные живут при свечах, а бедные, дабы осветить свои «собатинские» дома по вечерам, жгут сосновые щепки.
Младшие девочки Яноша Горвата в основном надеются на замужество старших сестер. Третьей, из восьми дочерей, отдали под венец Анжелу. Посреди двора стоял староста, держа в руках корзину. Гости бросали туда деньги, а староста, в духе гласности, объявлял сумму. Ведь каждый следующий должен подарить не меньше, чем его предшественник, иначе для гостя — позор на всю жизнь. На собранные деньги купили водку и закуску. Цыганским музыкантам за танцы тоже давали деньги, но новобрачным получить их — дудки.
Впервые в жизни я был участником такой вот, достаточно странной, но из-за того не менее веселой и искренней цыганской свадьбы. Мед-вино лилось рекой. Чтобы сэкономить на закуске, ее не накладывали в «неконтролируемые» миски. По разным углам свадебной палатки цепляли на прочных нитках палки сухой колбасы. Ножей давали мало, хочешь поесть — достань, отрежь. Впрочем, для почтенных мужей отвели несколько столов, где румянились горы запеченной птицы. Женщины к ним подойти не имели права — субординация.
Свадьба, как и у других ромов, продолжалась четыре дня, а потом для Яноша Горвата наступили будни — колонка, к которой нужно ежедневно ходить по воду, крысы, с которыми нужно вести непримиримую борьбу, неотданные замуж дочери, которых нужно отдавать, и воспоминания о родственниках в Собатино, просящих от семьи Яноша помощи, как от зажиточных горожан.
И он поможет — когда будет отдавать замуж очередную дочь. По крайней мере — кружкой вина и несколькими палками сухой колбасы.
КОММЕНТАРИЙ
Международный фонд «Відродження» (МФВ) первым среди донорских организаций направил свою деятельность на решение проблем ромского сообщества, начав в 1999 году программу «Ромы в Украине». Как сообщил «Дню» представитель Фонда, этой программой предусматривается укрепление авторитета действующих общественных организаций ромов, предоставление ромскому населению возможности реализовать свои потребности в образовании и культурном самовыражении. Ведь по статистике, в Украине проживают около 50 тыс. ромов, а некоторые специалисты утверждают, что реальное количество ромского населения превышает 120 тыс. МФВ считает, что проблемы ромских семей остаются без должного внимания структур власти, а негативные стереотипы украинцев по отношению к ромам значительно усложняют решение этого наболевшего вопроса. Программой «Ромы в Украине» на 2000 год определено несколько приоритетных направлений работы. Это развитие существующих и создание новых школ для молодых ромов, трудоустройство членов ромской общины, перевод и издание лучших методик преподавания ромского языка. МФВ предполагает также проведение культурных мероприятий с привлечением ведущих СМИ для освещения этого события. Фонд «Відродження» постоянно проводит исследования ромского населения Украины, поддерживает издание газеты «Романі Яг» и ромское радиовещание в Ужгороде.
Подготовила Наталия МЕЛЬНИК