Сергей СОЛОДКИЙ, «День»
Со вчерашнего дня Молдова стала республикой с парламентской
формой правления, после того, как центральная пресса этой страны опубликовала
закон с изменениями к Конституции. Этот закон, который предусматривает
избрание президента парламентом, дважды принимался парламентариями, поскольку
первый раз президент Петру Лучинский наложил на него вето. Президент пытался
призвать парламентариев изменить свою позицию и позволить провести в стране
референдум, который и продемонстрировал бы, действительно ли народ желает
изменить определенные положения Конституции. Однако законотворцы оказались
более упрямыми, приняв закон во второй раз, после чего Лучинскому уже ничего
другого не оставалось, как скрепить депутатскую инициативу своей подписью.
Между тем, основная интрига сегодняшней молдовской политической
жизни заключается вовсе не в том, что парламент замахнулся (и таки хорошо
ударил) на президентскую ветвь власти, а в том, что сам закон был направлен
лично против действующего президента Молдовы Петру Лучинского. Конечно,
спикер парламента Думитру Дьяков может говорить о том, что закон ставит
своей целью преодолеть трение между законодательной и исполнительной властью.
И что отныне исчезнет политическая конфронтация между парламентом и президентом
(какой же президент осмелится сказать хоть одно лишнее слово, когда будет
находиться под парламентским колпаком). Однако во всех этих депутатских
пассажах пропускается одна деталь, очень важная и очевидная. В конце года
в Молдове должны пройти президентские выборы. Политические силы страны
начали серьезно задумываться о том, кого же противопоставить господину
Лучинскому, который собирается баллотироваться на очередной срок. А противопоставить,
собственно говоря, некого: очень уж большая популярность среди народа у
нынешнего главы при полном отсутствии других достойных претендентов...
Изменения к Конституции были как никогда кстати: отныне не народ, а парламент
будет избирать президента. Теперь с первого раза попробуйте догадаться,
есть ли шансы у Петру Лучинского без достаточной парламентской поддержки
стать президентом? Вряд ли. Единственным спасением для Лучинского остается
одно из положений нового закона: если парламент с двух попыток тайного
голосования не может избрать нового президента, то действующий продолжает
выполнять свои обязанности, получая к тому же право принять решение о роспуске
парламента и назначении досрочных выборов.
Молдовский эксперимент к тому же очень показателен — в
том случае, если существующее общественно-политическое развитие страны
«проглотит» президента в роли английской королевы, он может распространиться
и далее. Если же нет — придется признать, что в определенные моменты развития
страны обществу необходим центр власти, олицетворяемый одним человеком.