В последнее время можно наблюдать активизацию определенных
церковных и правительственных сил, направленных на объединение украинского
православия. В связи с этим, а также принимая во внимание признаки заинтересованности
нашими делами со стороны Константинопольского патриархата, «День» обратился
к Чрезвычайному и Полномочному Послу Греции в Украине г-ну Димитрису КОНТУМАСУ
с просьбой рассказать о роли православия в Греции, а также высказать свое
отношение к современным проблемам украинского православия. «Взгляд из Греции»
для нас весьма важен — греческое богословие, греческие епископы, греческие
обряды, греческий язык всегда имели большое значение в нашей истории, начиная
со времен княгини Ольги.
Современная Греция сохранила свою православную моноконфессионность
— 97% ее граждан принадлежат к Греческой (Элладской) православной церкви.
В идентификационных документах граждан до последнего времени существовала
графа — «конфессия» (несмотря на эти 97%); в школах Греции традиционно
и обязательно (не для инославных) изучают Закон Божий.
— Уважаемый господин Посол, какова роль православия
в современной Греции?
— Невозможно говорить о современных церковных делах, если
не знать истории Греческой церкви, неразрывно связанной с многострадальной
историей народа Греции. Начну с того, что в Восточной Римской империи,
в Византии церковь всегда имела большое влияние на государственные дела,
принимала активное участие в управлении империей. Были даже такие времена,
когда верховным лицом государства становилось духовное лицо, как это уже
в наше время имело место на Кипре. О важнейшей исторической роли церкви
свидетельствует роскошь, присущая церковной практике — шитые золотом ризы,
митры, драгоценные оклады икон и Евангелий, пышно украшенные храмы. Св.
София Константинополя считалась чудом света, ее архитектура на многие века
стала образцом не только для всего православного мира, но также для мусульманской
храмовой архитектуры.
После трагического 1453 года, т.е. падения Константинополя
и полного подчинения греков Османской империи, судьба церкви радикально
изменилась — как и судьба греков.
С падением Константинополя наступил длинный черный период
в истории греческого народа. И только благодаря церкви, православному духовенству
сохранились греческий дух, греческий язык, школы и вера. Во времена порабощения
дети ходили в подпольные школы, где учителями были священники. После уничтожения
государственности единственной политической силой греков осталась церковь.
Хочу, в частности, напомнить, что всю полноту административной власти над
покоренным православным населением бывшей Византии султаны передали в те
времена Константинопольским патриархам — ислам уважал монотеизм христианства.
Несмотря на все унижения неволи, церковь продолжала играть значительную
общественную роль, занимать ведущее место в обществе, хотя и страдала от
поработителей.
Православное духовенство играло активную, часто решающую
роль в движении греков за освобождение от турецкого господства. Даже начало
вооруженной народной Революции (именно так называют греки борьбу за независимость)
провозгласил в 1821 году митрополит Палеон Патрон Германос из монастыря
Пелопоннеса, который называется Лавра. Естественно, что и после образования
независимого государства духовенство сохранило большое политическое влияние.
Тем более что на то время Православная церковь была весьма состоятельным
институтом — владела значительным капиталом, недвижимостью, землей, накопленными,
в частности, за счет того, что во времена Османского господства имущество
обычно оставляли в наследство церкви — не было права передачи имущества
православным; это, к сожалению, имеет место и сейчас, в конце ХХ ст., в
Константинополе.
Сегодня Православная церковь Греции переживает период ренессанса,
который наступил после упадка времен оккупации страны итальянскими, немецкими,
болгарскими войсками в период Второй мировой войны. А после Мировой войны
произшло еще худшее — война гражданская, когда греки воевали против греков.
Только с 50-х годов началось возрождение экономики, культуры, духовности
страны. В 1981 году страна стала членом ЕС, пройдя трудный путь экономических
ограничений, тяжелой работы, бедности. Церковь всегда была вместе с людьми
— как в горе, так и в успехах. Уверен, что так же будет в Украине — должно
быть.
Ренессанс православия наблюдается не только в Греции, но
также в диаспоре. Я работал в Германии, где проживает 400 тыс. греков (эмиграция
началась с 1960 года). Очень трогает то, как немецкие греки пытаются сохранить
свою идентичность, веру, язык. Все они объединены там в землячества и церковные
приходы, которые создают буквально с первого дня пребывания на чужбине.
Сегодня в Германии существует заметный греческий микрокосм — красивые церкви,
построенные на деньги прихожан, греческие школы. Каждое воскресенье можно
наблюдать, как группки православных — семьями, празднично одетые, — направляются
в церкви. Конечно, есть проблемы. Дети, уже третье поколение, владеют немецким
языком лучше, чем греческим. Чтобы избежать утраты языка, созданы школы,
где сегодня работает 2,4 тыс. учителей греческого языка.
«Повороту к церкви» в диаспоре и в Греции весьма содействует
ТВ, которое транслирует не только литургии, но также просветительские программы,
посвященные православию. Все больший вес в общественной жизни Греции приобретают
такие мероприятия, как временное перенесение в Афины и другие города мощей
из монастырей. Это очень торжественные церемонии, в них обязательно участвует
правительство, военные части в парадных мундирах. А миряне образовывают
очереди наподобие тех, которые недавно наблюдались в Киево-Печерской лавре,
когда там находились мощи св. Пантелеймона.
— Хотелось бы знать, как г-н Посол оценивает общий образовательный
уровень современного греческого духовенства? Принадлежит ли оно к разряду
интеллигенции страны?
— Отмечу, что образование духовенства заметно повышается.
В монастырях вы сегодня встретите немало монахов с высшим светским образованием
— художников, писателей, археологов, врачей, юристов. У меня, когда я учился
на юридическом факультете, был коллега-монах, который после окончания теологического
образования изучал юриспруденцию. К сожалению, далеко не все греческое
духовенство имеет достаточно высокий уровень образования, не всех монахов
и батюшек можно считать интеллигентами. Но во многих селах, однако, особенно
в горах и на островах, и теперь, как когда-то, наиболее образованные люди
— учитель и священник.
— Невозможно оставаться равнодушным, читая о том, как
в первые века христианства уничтожалась, сметалась с лица Греции великая
античная культура. Произведения гениальных скульпторов разбивались, как
идолы, архитектурные шедевры разрушались, а из их обломков наспех сооружались
первые христианские храмы. Как вы к этому относитесь?
— Так неизбежно бывает в судьбоносные времена смены культур.
Неофиты — всегда фанатики и склонны к уничтожению того, что осталось от
прежней религии. Хочу, однако, напомнить, что христианство, православие
сформировало новую культуру — эллинохристианскую, а греки со временем стали
всячески защищать остатки античности, делали все, что могли, чтобы сохранить
свое историческое наследие. Хочу рассказать об одном интересном факте.
Во время борьбы за независимость турки, у которых кончились боеприпасы,
крушили колонны прославленного Парфенона ради свинцовых креплений — свинец
был необходим им для литья пуль. И вот, чтобы спасти античное здание, греки
предложили своим врагам... большое количество свинца для пуль.
— Сейчас Элладская церковь не является единой в отношении
к современным реалиям. Так, часть духовенства выступает против участия
в Экуменическом движении за единство христианства. А также требует от правительства
отказа от Шенгенских соглашений, закрытия границ Греции, даже выхода из
ЕС. В последнее время Православная церковь организовала несколько акций
протеста, в которых приняли участие сотни тысяч людей. Они протестовали
против решения правительства изъять из идентификационных документов (паспортов)
графу «конфессия». Как г-н Посол оценивает эту позицию?
— Сегодня нередко можно столкнуться с предубежденным отношением
к православию, как правило, за рубежом. Верю, однако, в высокую историческую
роль Православной церкви. В то же время я очень далек от ортодоксального
радикализма, не одобряю всяческих ультра, крайних, тех людей, которые выступают
против членства в Европейском Союзе, против Шенгенских соглашений. Иными
словами, ориентируют народ Греции на полную закрытость, изоляцию от мира
— по сути, дезориентируют людей.
А что касается недавних протестов, связанных с графой «конфессия»,
то здесь церковь можно понять — она выступает за сохранение традиций. Ибо
опасается, что вслед за одним шагом правительство может сделать и другие.
Такие, скажем, как устранение знака Святого Креста из государственного
знамени или исключение Закона Божьего из школьных программ. Такие опасения
связаны с распространенными в нашем обществе слухами о каких-то угрозах
православию, о давлении на церковь со стороны католико-протестанского Запада.
Я считаю эти слухи вымыслом и уверен, что эпоха религиозных войн давно
прошла. Православные не должны забывать о том, что мы все являемся христианами
и что к христианству принадлежим не мы одни, но также католики и протестанты.
Что касается меня, то я могу зайти с благоговением в католический храм
и помолиться там. Кстати, видел в газете «День» снимок вашей встречи с
Папой Иоанном Павлом II. Поздравляю.
Иногда кажется, что зерна раздора между христианами кто-то
разбрасывает специально. К превеликому сожалению, здесь, в Украине, начиная
еще с давних времен, эти зерна нашли себе подходящую почву.
— Если присмотреться к связи между доминирующей религией
государства и благосостоянием народа в странах современной Европы, то можно
заметить грустный факт — все православные страны значительно уступают в
экономическом развитии католическим странам, и особенно протестантским.
Так, членом ЕС до сих пор является только одна православная страна — Греция.
Существует ли здесь, по вашему мнению, определенная связь или это просто
стечение исторических обстоятельств?
— Я думаю, что причинной связи между бедностью и православием
не существует. Это только стечение исторических обстоятельств. В средние
века большинство православных стран попало под иго турков-османов и не
могло развивать свою культуру. А поработители только разрушали их культуры
— в Греции, Болгарии, Сербии и др. Османская империя была государством
завоевателей — традициям, культуре особого значения там не придавалось.
Зачем вооруженному всаднику-воину какие-то тонкости жизни? Еще одно важное
историческое обстоятельство — после Второй мировой войны почти все православные
страны Европы оказались под влиянием Советского Союза, а не развитого Запада;
их нормальное развитие затормозилось.
— Следующий вопрос является особенно важным для наших
читателей: как вы расцениваете раскол украинского православия и сегодняшние
усилия по его преодолению?
— Двойная схизма православия Украины, которая разделила
единую церковь на три, — грустный, достойный сочувствия факт, о котором
мне всегда горько думать. Я хорошо понимаю исторические и современные факторы,
причины схизмы, однако они не оправдывают раскола. Поэтому очень рад, что
в последнее время появилась надежда, связанная с объединительными намерениями
Вселенского патриарха Варфоломея I. Уверен, что эти усилия не пропадут
даром. Поддержка других церквей Украины, церквей других стран и, конечно,
украинского правительства помогут украинским православным найти в себе
силы, мудрость для решения этой важной для всех православных проблемы.
Украинское православие должно жить согласно церковным канонам, как подобает.
Уверен, что церковь не имеет права сеять в душах верующих
раздор, разногласие, являть им картину внутренней церковной вражды. Это
роковая ошибка, она может нанести большой вред народной душе. Сейчас, когда
ваша страна переживает нелегкие времена, церковь должна быть единой, она
не должна обращать внимание на тех людей, которые желают разъединить, разделить
Вселенское православие.
Хочу еще раз подчеркнуть — я весьма доверяю Вселенскому
патриарху Варфоломею I в частности, потому, что имел случай и удовольствие
общаться с ним во время моей работы вице-консулом в Константинополе. При
его поддержке, без сомнения, будет найдено если не окончательное решение,
то верный путь, который приведет к единству. Как известно, этого желает
также Президент Украины. Ибо Православная церковь — это духовность народа.
— Прошу высказать свое мнение об отношениях между греческими
и славянскими православными поместными церквями. На самом ли деле здесь
существует определенное соперничество за лидерство, за влияние на общие
церковные дела? Вспомним недавнее сообщение российской православной прессы
о желательности формирования «двух мировых центров христианства» — в Риме
и в Москве?
— Между славянскими и греческими православными церквями
не существует соперничества. Для примера скажу, что я, православный грек,
имею самые прекрасные и постоянные взаимоотношения с Киево-Печерской лаврой.
Очень доволен тем, что там были приняты мощи св. целителя Пантелеймона.
Я отдал им дань уважения дважды — один раз побывал в Лавре вместе с семьей,
а потом принимал официальное участие в проводах мощей в Россию. Греческая
церковь оказывает определенную помощь украинскому православию, например,
поддерживает организацию визитов в святые места Греции. Греция предоставляет
также стипендии украинцам для обучения на теологических факультетах греческих
университетов. Есть надежда на то, что будем сотрудничать в активном развитии
религиозного туризма (украинцев в Грецию, греков — в Украину).
В отношении «двух центров христианства» хочу подчеркнуть,
что Греция и Греческая церковь поддерживают самые лучшие отношения с Константинопольским
патриархатом и патриархом Варфоломеем I. Наша традиционная дружба с Россией
не может повлиять на эти взаимоотношения. Мы верим в то, что Константинополь,
Вселенский патриарх — это вершина мирового православия, так же, как для
католиков — Рим и Папа. Не сомневаюсь в том, что, уважая «Первого по чести»
Вселенского патриарха, мы, греки, находимся на верном пути.
— Каким г-н Посол видит будущее мирового православия,
учитывая снижение процента православных верующих в составе мирового христианства,
а также принимая во внимание современную глобализацию жизни, которая не
соответствует поместной замкнутости православия?
— Находится много критиков, которые обвиняют православные
церкви в близорукости, ограниченности. Они ошибаются — современное православие
не ограничивает свое влияние теми пятачками земли, на которых стоят храмы.
Церковь Греции вышла к людям, пользуясь, между прочим, современными информационными
средствами. В частности, на ТВ существуют церковные каналы, постоянными
темами которых являются социальные проблемы верующих. Каналы имеют большой
успех в православном обществе. А недавно в Афинах состоялась торжественная
и значимая церемония — предстоятель Элладской православной церкви, архиепископ
Христодулос освятил Интернет-кафе и сам «вошел» в сеть, первый воспользовался
современными информационными услугами. Еще раз вспомню также о греческих
православных церквях Германии. Сегодня церкви организуют там молодежные
центры, где молодые люди могут послушать современную музыку или заняться
спортом, например пинг-понгом. Сейчас церкви должны быть открытыми, обращенными
к людям, особенно к молодежи. И предлагать юношам и девушкам не только
догматику, но также помощь и поддержку в решении повседневных жизненных
проблем.
Украинское православие, которое активно возрождается последние
10 лет, тоже должно заботиться о молодежи, идти ей навстречу, вникать в
ее насущные проблемы, такие как, например, безработица, наркотики. И практически
помогать. Именно при таких условиях влияние православия будет распространяться.
Как это имеет место в Греции, особенно с того времени, как руководить церковью
стал владыка Христодулос.
Думаю, что современные методы глобализация жизни, международные
информационные сети будут только способствовать распространению православия
на земном шаре. Уже сегодня православные церкви, общины есть на всех континентах.
А правильное использование церковью новых информационных возможностей приведет
к дальнейшему распространению Православия в мире.