Уже не первое столетие ученые, философы ищут ответы на вопрос: «Чем является для людей технический прогресс — абсолютным благом или большим злом?» Ибо мало было в истории человечества таких изобретений и открытий, которые не могли бы причинять (и причиняли) большой вред. Дело, очевидно, не в самих изобретениях, а в дуалистической природе человека — черно-белом смешении добра и зла. Проблема оценки технического прогресса резко актуализируется во времена, когда появляется очередное новое, которое приобретает широкое распространение, заметно изменяет жизнь общества. И, как правило, еще больше разделяет людей, которые, принадлежа к различным эпохам, живут в одном времени — старых и молодых.
Таким новым сейчас, безусловно, является Интернет, вообще — современные информационные компьютерные технологии. Их влияние на общество стало актуальной темой научных исследований, симпозиумов, книг, материалов в СМИ, а также государственных мероприятий. Ибо Интернет не только упростил для каждого доступ к практически неограниченной информации, но и превратился в опасное уголовное орудие. И не только для «взлома» сейфов в международных банках. Так, например через Интернет, все желающие могут получить квалифицированные консультации относительно того, как смастерить самодельное оружие, взрывчатку или приготовить смертельный яд; через эту систему каждый, независимо от возраста, может знакомиться с «тайнами секса», т.е. порнографией. В последнее время получили распространение политические злоупотребления — в западных странах крайние правые общества используют Интернет для распространения запрещенных фашистских произведений, символики, лозунгов и тому подобное. Среди молодых людей, детей появились сотни тысяч «интернетоманов», которые целые дни проводят перед экранами компьютеров, пренебрегая учебой, здоровьем, общением с приятелями, собственно, нормальной жизнью.
Так выходит, что каждая новая технология, неся в себе что-то очень полезное, обязательно так или иначе обедняет человека, устраняет что-то из его жизни. Есть много людей, которые это остро ощущают. Им не всегда уютно жить в городских комфортабельных квартирах — не хватает двора, спорыша под босыми ногами, скрипа колодца, крика петуха до восхода солнца. А также настоящей тишины ночью, когда слышно, как где-то ходит ветер, шелестит лист, тихо отзывается во сне какая- то птичка. Эти люди хотели бы и путешествовать так, как это делали их пращуры — философствуя, неспешно наслаждаясь пейзажами и случайными встречами. Куда, собственно, мы спешим? Помните: весной, как только появлялась зеленая травка, философ Сковорода отправлялся в странствие — источник его мыслей, его поэзии.
Получилось так, что новейший транспорт — самолеты, поезда, автобусы — полностью вытеснили речное судоходство. А еще несколько десятков лет назад можно было счастливо плавать вниз-вверх по Днепру, по Десне и даже по Донцу небольшими пассажирскими суденышками. Вспоминаю, как когда- то, студенткой, ездила палубным пассажиром (были такие билеты) в Запорожье на практику. Мимо плыли, как во сне, сказочно-разнообразные берега, леса, луга, села. Приближался-отдалялся горизонт. Когда корабль останавливался около небольших сельских пристаней, днем нас ждал там фантастически дешевый базар, а ночью — сельские музыканты в кругу красиво одетых девушек, тени в загадочной темноте, далекие огни. С годами все те кораблики куда-то исчезли, им на смену пришли туристические люксовые лайнеры, расcчитанные на богатых, и которые впоследствии, став на постоянный якорь, превратились в обычные рестораны. А пассажиры пересели на более современный транспорт — в грохот, пылищу, выхлопные газы, толпу.
Пока что у людей (не у всех) есть некоторый выбор — они могут, например, жить в селах, доживать жизнь где-то на дачах. Но — «пока», — потому что неумолимый прогресс не остановить. Социальный феномен, в который 10—20 лет назад не мог бы поверить ни один демограф, стал фактом — в городах сегодня живет большая часть людей планеты. Еще через 20—40 лет это будет подавляющее большинство, а города превратятся в мегаполисы на несколько десятков миллионов жителей. С сельской жизнью будет навсегда покончено. Драматизм ситуации усиливает то, что скорость изменения нашего окружения все больше опережает скорость смены поколений в обществе. Хорошо это или плохо? Очевидно только то, что не все мы способны благополучно адаптироваться к этому.