После внедрения Чехией и Словакией визового режима для граждан Украины далеко не все украинцы, возвращавшиеся из тех краев на Родину, были в деталях осведомлены с новыми правилами, особенно о необходимости иметь транзитную словацкую визу. В результате в первые дни «жизни по-новому» поездом Прага — Киев в Украину приезжало не больше десяти человек.
Александру, как и многих других, высадила из киевского поезда словацкая пограничная полиция. Как и у многих ее спутников, у нее была чешская виза на въезд-выезд, но не было визы на транзит через Словакию (ее не требуется только при путешествии самолетом). Как и у ее спутников, у нее отобрали паспорт, чтобы заставить выйти из поезда, потом еще около часа продержали на пограничной станции и заявили, что в Словакию без визы не пустят. Это случилось ночью с 3 на 4 июля, где-то в пол третьего. Полиция, утверждает Александра, вела себя довольно грубо и хамила. Никто не обращал внимания на то, что люди с узлами и малыми детьми действительно возвращаются домой и нигде по дороге убегать в Словакию не собираются. У многих были телеграммы и справки, что им необходимо срочно прибыть в Украину. Один попутчик Александры опоздал на похороны во Львов. Правила есть правила. В украинское консульство никто даже не подумал обращаться — «люди забитые и не знают своих прав». Люди также не знали, что их билеты пропали не совсем — в Праге за них можно было бы получить половину стоимости. Но только в Праге.
Александре, как и ее спутникам, хотелось вернуться в Украину, необходимо было выходить на работу. Дорог было две: или возвращаться в Прагу, идти в словацкое консульство и покупать там транзитную визу, или добираться домой через Польшу, у которой еще безвизовый режим с Украиной. Об этом пути, кстати, украинцам рассказала чешская пограничная стража. Чехи, считает Александра, вообще отнеслись к украинцам с большим сочувствием, желали удачи безо всякого злорадства. И маршрут не просто рассказали, но и показали на картах. С сочувствием относились к горе-путешественникам и поляки на маршруте Чешский Тешин-Цешин (Польша) — Катовице — Перемышль — украинская граница. Маршрут со многими пересадками (потому что на поезд Вроцлав — Киев элементарно не успели). Поляки рассказывали, что здесь ежедневно проходит много таких неудачников, высаженных из поезда при въезде в Словакию. Александра догадалась отправить свои вещи с проводником пражского поезда, немного приплатив. Вещи встретили, вагон пустовал абсолютно.
Украинскую границу пересекали в Мостыськах. Ужас, говорит Александра. Человек здесь чувствует себя абсолютно бесправным. Не дай Бог ссориться с таможенником или пограничником — просто никуда не выпустят, и за паспортом побегаешь. Камера хранения работает только до семи вечера. Кассирша в кассе чуть ли не открытым текстом требует взятку, чтобы продать билет на ближайший поезд, который уже отходит. Так что ничего удивительного, что от такой страны защищаются визами.
По словам одного из представителей МИДа Словакии, на самом деле в инциденте на границе все было в рамках законодательства. Словацкая сторона вполне аргументировано требовала наличия виз у украинцев — поскольку другие моменты не были урегулированы двухсторонними договоренностями. Вообще же на самом деле более 80 процентов подобных случаев урегулировано. Кроме того, люди, очевидно, ошибочно считали, что поскольку ваучеры действительны до 28 июля, они еще смогут ездить свободно. А то, что они ссылаются на неосведомленность, — не словацкая проблема. Поскольку Словакия сделала все, что могла в плане предоставления информации гражданам Украины.
Да, известно о таком случае, сказал «Дню» руководитель консульского управления посольства Украины в Словакии Александр Цупренко. «Наверное, люди рассчитывали, что их пропустят через границу, — а так не вышло. Кроме того, тогда не было технической возможности наладить выдачу транзитных виз на пункте пересечения границы. Кто здесь прав, кто нет — это вопрос. Потому что если бы словацкие пограничники пропустили пассажиров на свою территорию, я считаю, ничего страшного бы не произошло». Во всяком случае, по словам господина Цупренко, больше таких случаев не повторялось. И украинской и словацкой стороне удавалось находить общий язык.