Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

САД ГЛИНЯНЫХ ФИГУР

7 июля, 2000 - 00:00

 

ИНТРОДУКЦИЯ

Опошня, на первый взгляд, — селение, каких много в Украине:
«деловой» центр (несколько торговых рядов и киоск с надписью «Союзпечать»,
в котором продают сигареты и всякую снедь), небольшая церквушка, домашняя
живность на улицах. Но это только на первый взгляд.

На этой земле из века в век жили и работали прославленные
мастера гончарного дела. Здесь написаны многие страницы Книги украинского
бытия.

СПРАВКА

Опошня — поселок городского типа Зиньковского района Полтавской
области. Старинное казацкое поселение. Располагается на живописных холмах
над рекой Ворсклой. Опошня — наиболее «высокое» поселение Полтавщины (208
метров над уровнем моря). В письменных источниках впервые упоминается еще
в XII веке. Опошня — общепризнанная столица украинской керамики. Гончарство
развивалось здесь на протяжении нескольких столетий. В конце 19 — в начале
20 века в Опошне работало около 1000 гончаров, продукция которых экспортировалась
почти на все континенты мира. В 1986 году здесь был основан Музей гончарства,
на базе которого через три года, по постановлению правительства Украины,
начал создаваться Государственный музей-заповедник украинского гончарства.
А за последние годы в Опошне сформировался уникальный многофункциональный
научно-просветительский и учебно-воспитательный комплекс, аналогов которому
нет в Украине. В его состав, кроме музея гончарства, входят Коллегиум искусств
в Опошне (первое и единственное на Полтавщине специализированное учебное
художественное заведение подобного типа), издательство «Українське народознавство»,
единственная в Украине галерея монументальной керамики под открытым небом,
Мемориальные музеи-усадьбы выдающихся украинских гончаров Александры Селюченко
и семьи Пошивайло, специализированные библиотека и архив, аудио-визуальный
фонд и многое другое. Потому и не удивительно, что именно Опошня стала
местом проведения научно-практических конференций и семинаров по проблемам
гончарства, симпозиумов монументальной керамики, Национальных симпозиумов
гончарства и т.п.

СИМПОЗИУМ

Собственно, сам Национальный симпозиум гончарства «Опішня-2000»
был открыт еще 1 июня, когда здесь начался 1-й Всеукраинский гончарский
фестиваль. Со всей Украины съехались тогда в Опошню юные художники со своими
наставниками, чтобы на протяжении 10 дней поработать в здешних творческих
мастерских и испробовать свои силы. Для участников фестиваля (самому младшему
из которых исполнилось 11 лет, а самому старшему —21) проводили свои мастер-классы
известные гончары — Николай Пошивайло, Василий Омельяненко, Михаил Китриш.

На этот раз настал черед мастеров. На творческий практикум
народных мастеров-гончаров и художников- керамистов, открытие которого
состоялось 27 июня, приехали они в Опошню из Киева, Ужгорода, Харькова,
Львова, Винницы и многих других городов. Приехали, чтобы пообщаться и …
побороться за Гран-при. И через несколько недель галерея монументальной
керамики под открытым небом — своего рода сад глиняных фигур, который находится
на территории музея украинского гончарства — пополнится новыми экспонатами.
Если заглянуть в словарь, то кроме общеизвестного значения слова «симпозиум»
( «совещание по какому-либо специальному вопросу»), можно найти и другое
— у древних греков и римлян так называлась пирушка, часто сопровождавшаяся
музыкой, развлечениями, беседой. И хотя «пирушки» не было, все на открытии
практикума ( и закапывание в землю горшка с кашей — своего рода жертвоприношение
земле, и изготовление на глазах у присутствовавших ритуального горшочка,
и пущенная по кругу чаша с «медовухой» ) настраивало на особый лад. Словом,
был Праздник.

МНЕНИЕ

Николай ТЕЛИЖЕНКО, художник (Черкассы):

— Я здесь уже второй раз, и вот что хочу сказать: то, что
здесь происходит, — вообще уникальное явление, если рассматривать его и
в творческом контексте, и в искусствоведческом. Здесь рядом, например,
работают профессор академии искусств и 16—18-летний юноша, который только
начал учиться, — он за 1 месяц набирается больше опыта, чем в учебном заведении.
Это во- первых. Во-вторых, тут рядом могут работать человек в народных
традициях и художник, который мыслит какими-то авангардными категориями
— колоссальное взаимообогащение происходит, и в этом нет никакой эклектики.
Вообще, я считаю, что и в государственном созидательном процессе — это
величайшее явление. Ведь Украину знают только благодаря братьям Кличко,
и киевскому «Динамо», а у нас культура на и спорт, и не хуже, чем во Франции
или Америке. Необходимо просто популяризовать ее. Я не думаю, что это —
«хуторянство». Мы лет через 20 только осознаем, какое действо происходит
здесь, на земле украинской. Это потрясающая творческая база, и государству,
конечно, необходимо ее поддерживать.

МАГИЯ ГЛИНЫ

Глина — материал уникальный. Из нее, по преданию, был сотворен
первый человек. Наверно, потому и отношение к гончарам всегда было особое.
В давние времена к людям, ремесло которых было связано с такими определяющими
категориями бытия, как земля (глина) и огонь, сложилось отношение как к
богоравным. Лишь через многие века появилась пословица — «Не святые горшки
лепят, те же люди». Но еще во второй половине XIX века гончарный цех пользовался
особым уважением. Это выражалось, например, в том, что в церкви или в церемониальных
процессиях впереди всех имели право стоять только цех «калачный» (хлебный)
и цех гончарный. Затем мастера глины влились в общую массу «советских рабочих»
и были приравнены к простым ремесленникам. В некоторой степени этот стереотип
восприятия сохранился и до сих пор (во всяком случае, у городского жителя).
И только когда смотришь на работу мастера за гончарным кругом, понимаешь:
на твоих глазах происходит священнодействие.

НЕУДАВШИЕСЯ ИНТЕРВЬЮ

Во время пребывания в Опошне я побывал в домашних мастерских
нескольких народных мастеров — НикоОмельяненко, Михаила Китриша. Как оказалось,
внешняя жизнь их событиями небогата: все они унаследовали свое ремесло
от родителей, работали долгие годы на местном заводе «Художній керамік»,
вышли на пенсию, все продолжают работать на дому — глина «не отпускает».
Все они — обладатели всевозможных званий, наград. Работы их побывали на
выставках во многих и многих странах. За этими краткими жизнеописаниями
кроется нечто большее. Эти люди — живые хранители традиций.

И даже во время разговора руки Мастера непрестанно разминают
невидимую глину.

ПАТРИОТ И «БИЗНЕСМЕН»

Сочетание патриотизма (настоящего, а не показного) и деловых
качеств в человеке украинской национальности — почему-то явление довольно
редкое. Олесь Пошивайло — один из немногих таких людей. То, что сейчас
происходит в Опошне, происходит во многом только благодаря его стараниям.
Он — не бизнесмен в общепринятом у нас понимании этого термина (поэтому
я и заключил в заголовке это слово в кавычки), но он — бизнесмен, если
говорить о буквальном значении — «человек дела».

 

СПРАВКА

 

Олесь ПОШИВАЙЛО — директор Государственного музея-заповедника
украинского гончарства, доктор исторических наук, лауреат Всеукраинской
премии в области литературы и искусства им. И. Нечуя-Левицкого. Родился
в 1958 году в Опошне — столице украинского гончарства, в старинупоминаются
в письменных источниках еще с XVIII века. После окончания исторического
факультета Киевского педагогического института работал в киевском Музее
народной архитектуры и быта Украины. Обучался в аспирантуре Института искусствоведения,
фольклора и этнографии им. М. Рыльского АН Украины. Выступив с инициативой
создания Национального музея гончарства, в 1986 году вернулся в Опошню,
где работает и поныне. Олесь Пошивайло — инициатор и организатор праздников
народного творчества, научно-практических конференций и семинаров, всеукраинских
(с этого года — национальных) симпозиумов гончарства. Работу совмещает
с научными исследованиями. Автор многочисленных публикаций и нескольких
книг, посвященных украинскому гончарству. Изучал опыт работы по сохранению
народной культуры в Германии, Италии, Швейцарии, Нидерландах, Бельгии,
Норвегии, Великобритании. Сотрудничает с учеными России, Беларуси, Норвегии,
стран украинской диаспоры.

— Как возникла идея симпозиума, как это все начиналось?

СПРАВКА

Олесь ПОШИВАЙЛО:

— Идея симпозиума появилась еще в 1988 году. Мы тогда провели
в Опошне первый «День гончара» — театрализованный праздник утверждения
гончарских традиций, а в следующем, 1989, провели первый всеукраинский
(тогда — республиканский) симпозиум гончарства. На то время подобных мероприятий
в сфере керамики не проводилось нигде в Украине.

— Почему это вам пришло в голову? Быть может, потому
что вы из такой славной семьи?

— Может, и поэтому, а больше из-за того, что мы, приглашая
к нам в Опошню блемам, которые существуют в Опошне, как в одном из наиболее
значительных центров духовной культуры Украины. Сейчас практически на глазах
гибнут все центры народного творчества, которых когда-то было очень много
в Украине. Из 700 гончарных центров (а столько их было в Украине в начале
XX века) еще 10 лет назад действующими были где-то 25—30, на сегодняшний
день их около 10. Мы хотим, чтобы про наш центр знала вся Украина, знал
весь мир, а знать его будут тогда, когда художники-керамисты будут считать
Опошню своеобразной Меккой для себя.

— А, может, проблема не только в таком отношении к национальной
культуре со стороны государства, а в том, что гончарство просто отходит
в прошлое?

— Я так не считаю. Даже если говорить о сплошной «капитализации»
нашей жизни, то есть переходе к существованию в каких-то абсолютно новых
условиях, то керамика все равно нужна. Вот, например, за границей (а побывал
я почти во всех европейских странах) к ней очень трепетное отношение, и
практически в каждой семье есть какие-то вещи из керамики: то ли чашка,
то ли подсвечник, то ли просто декоративная тарелка на стене. Кроме того,
там очень много частных мастерских, в которых изготовляют керамику, и в
небольших городках вдоль центральной трассы часто можно увидеть специализированные
магазинчики. Я уже не говорю о восточных странах, скажем, о Японии, где
керамика вообще возведена в ранг культа. Я имею в виду чайную церемонию,
при проведении которой нельзя обойтись без керамической посуды. Там каждая
семья бережет эти вещи, передает из поколения в поколение, как наибольшую
ценность. А у нас … Я думаю, дело не в том, что нет потребности в керамике,
а в том, что государство не выполняет своей консолидирующей функции, не
направляет нацию к созданию национальной культуры. А это очень опасно.
Государство без собственной культуры абсолютно

— Как вы считаете, экономический подъем возможен без
культурного?

— Нет. Экономически возрождать это государство, работать
на его обогащение может только сознательный человек — человек-патриот,
патриот — бизнесмен, патриот — владелец нефтегазовой компании и т.д., который,
осознавая, что это его земля, будет заботиться о том, чтобы она с каждым
годом становилась все богаче. А если нет национальной идеи, основу которой
составляют все же культура и образование, человек не переживает о том,
что происходит в его селе, в его городе и т.д.

— Кстати, о «патриоте- бизнесмене». Для того, чтобы
осуществить то, что вы осуществили, нужно приложить немалые деловые усилия.
Как вам это удалось? Ведь инициатива всего этого принадлежит в основном
вам?

— Идей, может быть, больше рождается у меня, но я доволен
тем, что есть команда единомышленников, которая помогает эти идеи реализовывать.
В принципе, то, что мы сейчас делаем, — это фантастика в наших условиях.
Ведь Опошня, которая раньше была районным центром, крупным промышленным,
торговым центром, на сегодняшний день низведена до уровня провинции. А
мы, в первую очередь, хотим подать пример другим известным центрам духовной
культуры Украины. Доказать, что и при нынешних условиях, в такой кризисной
ситуации, можно не скулить, не жаловаться, а спокойно, методично, день
за днем работать над тем, чтобы понемногу возрождаться, привлекать людей
и в той или иной степени творить культуру.

— А как вы умудряетесь привлекать средства на проведение
подобных мероприятий?

— Финансово нам, в первую очередь, очень помогает областная
госадминистрация и управление культуры, но опять же, воплощение, идеи —
все это рождается здесь. Хотя еще полтавское губернское земство, начиная
с 1877 года, очень активно реализовывало программу, направленную на чарства.
В этом отношении оно было наиболее активным и прогрессивным в пределах
всей царской России, и, наверно, еще тогда заложены основы того, что Опошня
не погибла в начале века и плодотворно развивается и сегодня. И этот дух
земский, этот механизм, запущенный еще полтора века назад, срабатывает
и сегодня. Еще в 1917 году губернское земство приняло программу, направленную
на дальнейшее развитие гончарства в Опошне, которая в связи с гражданской
войной не была реализована. Что интересно: то, что мы сделали, является
исполнением этой самой программы. Там все это предусматривалось: создание
мастерских, музея, книжного собрания, обучение детей и т.д.

— Только приехав в Опошню и поговорив с несколькими
ее обитателями, узнал о том, что заводы здесь стоят либо работают не на
полную мощность, рабочим не платят, а на фоне всего этого вы развиваетесь,
растете год от года. Контраст довольно резкий. Как вы считаете, каково
отношение местных жителей к вам и тому, что вы делаете?
— Если бы каждый
ответственно относился к своему делу, результат был бы тот же самый, и
мы бы сегодня не жили так бедно, как живем. Хотя отношение населения к
тому, что мы делаем, действительно полярное. Многие считают, что у нас
много денег, и поэтому нам удается что-то, а я им всем говорю, что у нас
деньги есть потому, что мы что- то делаем: ищем средства, сами многое производим.
У нас, например, за те 15 лет, что я работаю, на объектах музея не работала
ни одна строительная организация — все фактически создаем своими руками.
А во многих других заведениях культуры, образования люди ждут, что кто-то
придет, кто-то за них сделает, кто-то за них найдет деньги. Мы не ждем,
и поэтому имеем какой-то результат. Ну и, наверно, немного везет…

В ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Составляющие нации — это, пожалуй, не только язык, литература,
история, но и то вещественное, что окружает нас каждодневно. И только повальной
украинизацией вряд ли чего добьешься. Мы, наверно, до тех пор будем оставаться
космополитами (в худшем понимании этого слова), пока будем стремиться окружать
себя лишь разрекламированными итальянскими кухнями, финскими унитазами,
«фирмовой» керамикой, забывая о том, что все эти вещи мертвы, а даже в
крохотной безделушке, сделанной руками Мастера, есть живое тепло. И дом
без таких «безделушек» — мертвый дом.

P.S. У меня в руке глиняная «хрюшка» с очень забавным
выражением на «мордашке» — подарок гончара Николая Пошивайло. Маленькое
чудо. Когда у меня будут дети, я бы очень хотел, чтобы их окружали не уродцы-«трансформеры»
и жутковатые пластиковые «супермены», а вот такие, «живые», игрушки.

Михаил МАЗУРИН, «День», Опошня — Киев 
Газета: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ