Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Александр ТУМАНОВ: «Верующий не боится быть отвергнутым»

30 июня, 2000 - 00:00


Верующему человеку легче жить и умирать тоже легче, но нас, к сожалению, воспитывали иначе. И небезуспешно. В этом смысле, признаюсь честно, я завидую своему сегодняшнему собеседнику, христианскому психологу Александру Германовичу Туманову, директору отраслевого координационного центра «Кадры» (Минтопэнерго Украины). Завидую, хотя и не со всем, что он говорит, соглашаюсь. Но то, что он говорит — безусловно, интересно.

Александр Германович имеет три высших образования, прекрасно владеет двумя иностранными языками: французским и английским. Благодаря его переводам в Украине могут появиться четыре книги широко известных в мире христианских психологов: «Как жить в супружестве счастливо», «Пособие по духовной и психологической помощи», «Конфликты: их происхождение и пути разрешения» Жака и Клер Пужоль и «Исцелительная сила здорового мышления» Уильяма Бакуса. Я говорю «могут», потому что эти книги уже переведены, но денег для их издания Александр Германович пока не нашел. Однако уверен, что рано или поздно это непременно случится.

— В принципе, мировоззрение человека можно описать с помощью его ответов на несколько ключевых вопросов: кто ты? откуда ты? для чего ты здесь? куда ты идешь? Я стараюсь помочь людям ответить на эти вопросы, разобравшись в себе, потому что любое решение, которое принимает человек в жизни, его стиль общения, его круг общения зависят от его самоидентификации и идентификации вообще. Идентификация — это как раз и есть ответ на вопрос: кто ты? Люди отвечают по-разному: я — пенсионер, я — мать, я — жена. Человек, увлеченный своей работой, ответит по профессиональному признаку: я — энергетик, я — художник и т.д. Но редко кто отвечает: «я — христианин» или «я — дитя божье», то есть дает такое определение себя, которое бы давало человеку чувство сопричастности с чем-то большим, значительным.

— Вы хотите сказать, что человек неверующий как бы умаляет свою роль и значение в мире?

— Да, если хотите. Самооценка такого человека достаточно низка: он знает, что он — животное, которое в процессе существования слегка усовершенствовалось. Лишение сопричастности человека Богу делает человека одиноким в этом мире. А моя практика психолога показывает: человеку невыносимо существовать в одиночестве. Он всегда — сознательно или подсознательно, ищет принадлежности к какой-то социальной группе, культуре, языку, общности, просто семье. Истинно верующий человек в той или иной ситуации может поступить совершенно иначе, чем атеист. Потому что система ценностей, которую человек себе приписал, система обработки информации, его восприятие мира и поступков других людей — все это определяется его верой и неверием.

— Чем отличается христианский психолог от психолога-атеиста?

— Христианский психолог, оперируя психологией, как наукой познания души человеческой, остается прежде всего христианином. Он черпает свои доказательства, примеры, аргументы, убеждения из библейских текстов. Он опирается в своей работе на «нравственный кодекс» Библии — десять заповедей господних. Классическая психология представляет собой инструмент познания, но один и тот же инструмент в разных руках может исполнять различные функции. В нашей стране психолог получает образование на атеистической основе, в то время как на Западе существует подготовка психологов в теологических институтах. Диагностировав проблему, эти два разных психолога могут дать совершенно разные советы.

— Я наблюдала людей, изначально предрасположенных выбирать среди своего окружения «неправильных» для себя людей. Почему так происходит?

— Да, действительно, существует некий «сценарий жизни», который формируется у человека приблизительно до шестилетнего возраста. Его формирование зависит от окружения человека. Фактически «сценарий жизни» начинает формироваться вскоре после зачатия — в утробе матери. Ребенок ощущает отношение к себе, атмосферу в семье: это доказано наукой. Если беременность была нежелательной — это уже накладывает отпечаток на будущую жизнь ребенка. Если хотели мальчика, а родилась девочка, и ей к тому же об этом станут рассказывать — она будет всегда чувствовать свою ущербность. Если тихого ребенка заставляют быть смелым, если медлительного торопят, ругают за то, что не справляется, — это срабатывает только отрицательно. Ему не дают жить в согласии с собой, и это деформирует его психику. В результате таких действий формируются негативные сценарии жизни. Впоследствии такой человек оказывается всегда действующим лицом одного и того же сценария, который многократно прокручивается: с какими бы людьми, при каких бы обстоятельствах не встречался человек, он всегда будет двигаться теми путями, которые предписывает ему его сценарий.

— Если такой человек обращается к психологу, возможно скорректировать его действия, его видение себя и мира?

— Существуют различные способы. Во Франции, например, человека погружают в особое гипнотическое состояние, а потом в бассейн с теплой водой — происходит как бы имитация утробы матери. В это время психолог дает ему определенные установки, как бы «переписывая» заново его жизнь. Здесь уместно вспомнить библейское выражение: «Будьте как дети». Если ты способен сохранить в себе ребенка, то ты способен измениться. Ты открыт миру. Библия дает нам понятие второго рождения — это принятие Господа своим отцом. Именно с этого момента человек начинает брать все отправные точки от Отца небесного. Мирские психологи часто игнорируют то, что написано в Библии — в данном случае они имитируют второе рождение в бассейне. Но этот способ часто не срабатывает, потому что человеку даются определенные установки, но у него нет опоры. Верующему человеку корректировать свое поведение помогает вера. По статистике христианские психологи намного эффективнее своих коллег-атеистов в работе с наркоманами, с проститутками. Противопоставление психологии и религии — искусственное.

— Вера помогает человеку жить. А встречали ли вы атеистов, у которых в жизни все великолепно?

— Я думаю, такие люди есть.

— А встречали верующих, у которых жизнь не сложилась?

— И таких людей много. Человеку всегда остается вопрос: куда ты идешь? Для христианина смерть физическая не является концом существования, он теряет страх перед ней. Очень многое мы делаем неправильно из боязни: боязни потерять боязни быть отвергнутыми, не принятыми. Верующий не боится потерять или быть отвергнутым: он знает, что Бог примет его таким, каков он есть. Атеист же должен быть очень сильным человеком, чтобы не сломаться, потеряв все.

— А вы не допускаете, что отчаявшийся человек может разувериться и в Боге? Такие случаи известны...

— В конечном счете, человек разуверивается не в Боге, а в людях, которые для него представляют Бога. Я, читая Библию, подхожу к ней не только как к сакральному тексту. Я ее пытался продумать как систему знаний, систему взаимоувязанных данных. Сегодня все больше и больше ученых приходит к мысли о том, что невозможно объяснить функционирование мира, если не брать в качестве отправной точки мысль о том, что мир был создан Богом и создан именно так, как это описано в Библии. Библию начали писать задолго до Иисуса Христа, а последние ее книги написаны уже его учениками. Она сформировалась различными людьми примерно на протяжении четырех тысяч лет, но при этом в ней четко прослеживается система изложения, единство стиля. Что позволяет сказать, кто был единственным автором этих посланий.

— Вы верите в проклятия, сглазы, наговоры?

— Безусловно. Мир — духовен, а дух — материален. Вспомните закон «сеяния и жатвы». Сеешь зло — обязательно пожнешь несчастья. Проклятие действует, если ему ничего не противопоставить.

— А что можно противопоставить?

— Веру. Вера защищает.

— Говоря современным языком, можно сказать, что вера вырабатывает в человеке какую-то особую энергетику, защитное поле своего рода?

— Безусловно, вспомните библейское: «Тот, кто в вас, сильнее того, кто в мире». Все это можно доступно объяснить и с точки зрения науки. Сейчас существует такая наука «нейропсихоиммунология», которая утверждает, что защитные силы организма, его иммунитет напрямую зависят от состояния его психики. Негативные эмоции подавляют иммунитет. И в Библии сказано то же самое: «Унылый дух сушит кости». Такие чувства, как зависть, злость, раздражение только разрушают человека. Слово тоже материально. Человек есть то, что он говорит о себе и о других. «От избытка сердца говорят уста». Но и то, что человек говорит, может изменить его: если он по какой-то причине говорит не то, что думает, он начинает жить так, как он говорит. Это можно назвать самовнушением, и такой метод используется психологами, дающими определенные установки человеку. Конечно, абсурдная установка не работает. В Библии же на протяжении тысячелетий были собраны самые здравые, мудрые мысли. И когда христианский психолог внушает эти здравые мысли своему пациенту, они действительно работают, потому что подобно тому, как существуют физические законы в мире, существуют и законы нравственные.

Человек, осознающий свою особую ценность, принимает себя таким, каков он есть, и живет в мире с самим собой, окружающими, Богом. Он самодостаточен, он никому не завидует, не сетует на то, что родился таким, каков он есть, он только развивает свои способности и следует своему предназначению в этой жизни. Такая самооценка дает уверенность, стабильность, покой, наконец. А оптимисты, как известно, всегда здоровее и крепче духом. У них лучше складываются отношения с людьми: в семье, на работе. Если при этом есть еще хобби, если человек занимается спортом — его жизнь полна и разнообразна. Возвращаясь к вопросу интегральной идентификации: чем в большем количестве различных ипостасей человек существует, чем в большем количестве различных областей он себя реализует, тем лучше. Ни в коем случае нельзя идентифицировать себя с чем-то одним — работой, любимым человеком. Это очень опасно: теряя это единственное — теряешь весь мир. С другой стороны — любимая работа положительно влияет на иммунитет. Почему важно реализовать себя в том, к чему ты предназначен? Приведу опять параллель с Библией: если ты «раб Царя», если ты делаешь что-то по принуждению, исключительно для того, чтобы заслужить чье-то одобрение, ты никогда не будешь чувствовать себя «сыном». Потому что «сын» знает, что он это имеет по праву рождения — он к этому предназначен. Он добивается больших успехов в своем деле, он раскован и свободен в своей деятельности, он оригинально мыслит. Занятие любимым делом гармонизирует его жизнь и положительно сказывается на здоровье.

— Для многих наших сограждан, особенно пожилого возраста, мир действительно рухнул. Вера в советскую власть была для них всем... И им уже вряд ли удастся изменить себя.

— Своим сознанием они живут в прошлом. Конструктивным моментом для них могло бы стать уже само осознание того факта, что прошлое никогда не вернется, не надо об этом мечтать, надо что-то менять в себе, в своей жизни. Но, если мы посмотрим на кодекс строителя коммунизма, мы увидим, что он во многом списан с Библии, только эти идеи искажались конкретными носителями. Не нова мысль о том, что коммунизм — своего рода религия. Поменять религию — действительно сложно, особенно в пожилом возрасте. Хотя, если бы эти люди могли прийти к Богу, это значительно облегчило бы их участь. Царствие небесное нельзя ни увидеть, ни потрогать, в него можно только верить. Даже верующему человеку сложно, потому, что уже приняв Бога, он продолжает жить в земном мире, он сталкивается со всеми его ограничениями. А в этом мире ты все равно сможешь сделать только то, что ты сможешь — и больше ничего. Это нужно понять, принять и смириться.

— Велик соблазн вкладывать деньги в алкоголь в стране, где цены растут даже на хлеб, а водка остается самым дешевым товаром. До Бога далеко, а до киоска или уличного торговца — близко. Выпил — и полегчало. И не завтра, а сейчас.

— В этом большая вина государственной политики. Цивилизованные страны заботятся о том, чтобы их граждане не курили, не спивались: там добиваются этого и пропагандой, и ограничением мест, где можно курить, и высокими ценами на алкоголь и изделия из табака. Там понимают: здоровье граждан — залог процветания страны. Продажа алкогольных напитков, сигарет и папирос приносит большую прибыль, и поэтому, чтобы иметь в себе силы отказаться от такой прибыли, руководители государства и законотворцы должны обладать определенными моральными и нравственными принципами. Я думаю, чтобы воспитать в людях эти принципы, не лишним было бы ввести в школах такой предмет, как основы христианской этики. Пусть только для желающих, пусть факультативно. Сейчас в Старокиевском районе одна из церквей совместно с районной администрацией разрабатывает такой курс. Еще один путь привнесения христианских принципов морали в госструктуры: создание в нашей стране Ассоциаций христианских консультантов. Подобные ассоциации существуют в европейских странах. Там в университетах готовят на христианской основе психологов-консультантов и затем аккредитуют их на работу в различные структуры, в том числе и государственные. У нас в стране сегодня сложная ситуация не только в экономическом плане, но и психологически. В этой ситуации возвращение к христианским ценностям, к христианским нормам поведения, мне кажется, было бы, не скажу панацеей, но это был бы путь. Путь выхода из духовного тупика. Человек, ориентирующийся на христианские принципы, не способен на сознательное зло.

Алла ФЕОФАНОВА
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ