Вчера в последний раз прозвучал школьный звонок и для девяти
выпускников образовательной корпорации «Гранд» — первого выпуска
этого наиболее известного в Украине частного учебного заведения. По мнению
их педагогов, эти молодые люди мыслят адекватно меняющейся ситуации, а
полученные ими знания гарантируют, что в будущем они будут в состоянии
изменить наше общество. «Гранд» — одно из тех учебных заведений, которые
принято называть элитарными. Специалисты предпочитают более корректную
формулировку: «школы нового типа», относя к таковым частные и государственные
школы с дополнительными платными образовательными услугами. Всего в
Украине — 21,5 тысяч общеобразовательных средних школ, число элитарных
же учебных заведений — гимназий, лицеев и коллегиумов — доходит до 300.
По сведениям Государственного управления среднего и дошкольного образования,
на каждую область в среднем приходится 10-12 заведений такого типа, уже
начали появляться сельские гимназии. И число их растет с каждым годом,
как, впрочем, растет и количество желающих отдать своих детей учиться именно
в них.
Принято считать, что все «элитарные» учебные заведения
— от детсадов до аспирантур вкупе со специализированными, но не подменяя
этих сугубых «профи», и готовят «элиту» любого общества, работающую на
его развитие наиболее интенсивно. А те дети, которые в ближайший месяц
сдадут экзамены в «элитные» школы, через 20–30 лет и будут определять «лицо»
страны. Поэтому так важно сейчас, исходя из опыта первых выпусков «школ
нового типа», осознать как преимущества, так и проблемы частных учебных
заведений.
К преимуществам принято относить главное: во-первых, если
речь идет о платной частной школе, то само осознание учеником родительских
инвестиций в его образование якобы должно побуждать его к ответственности
за результаты. Во-вторых, улучшенная материальная база таких школ (благодаря
благотворительным или контрактным взносам родителей) расширяет, разумеется,
возможности разнообразия учебного процесса, использования новейших технологий.
И, наконец, в-третьих, в так называемых «элитарных» школах уже не партийные,
ведомственные или государственные интересы диктуют, как, чему и кому учить
детей. Более того — даже не уровень эрудированности и талантливости педагогов,
а только широта желаний и объем кошелька родителей влияют на условия обучения
их детей. Поскольку родителей в первую очередь волнует (в основном, как
показывают опросы, за это и выкладывают они немалые суммы), будет ли оказано
достаточно внимания и заботы ребенку, будут ли благодаря этому проявляться
и развиваться его потенциальные таланты, как сложится коллектив и отношения
в нем, насколько хорошо ребенок будет усваивать знания. Собственно говоря,
из преимуществ элитарных школ плавно вытекают и их проблемы — во всяком
случае, три главные, которые, если судить из диалогов со многими учителями
и учениками, уже ими сформулированы.
Первая проблема. Как и в любой другой, в «элитарной»
школе могут появиться и на протяжении нескольких лет успешно развиваться
экспериментальные программы, но только лишь в виде дополнения к унифицированному
и утвержденному Министерством образования набору обязательных программ.
За последние годы так и не появилось ни одной школы абсолютно нового образца,
которая предложила бы альтернативные методы образования хотя бы начальной
школы, и видна тенденция к сокращению вообще «альтернативности» как таковой.
Хотят скорее «новый стандарт», на который возможно опереться, чтобы думать,
кого и для чего общество образовывает.
Вторая. «Элитарные» школы должны готовить детей
к взаимодействию в микрогруппах, в замкнутых коллективах, «тусовках», внутри
которых поддерживаются комфортные условия биологического существования,
ориентация на модный образ жизни, но с философией бесконечной конкуренции.
«Элитарная» школа тем и должна отличаться от специализированной, чтобы
не давать углубленных знаний в одной области, а формировать прежде всего
особый, наиболее конкурентоспособный, оптимальный и гибкий тип отношения
к жизни и общественному взаимодействию. Всегда ли к этому готовы наши «элитарные»?
Третья. Вкладывая немалые деньги в «высокий старт»,
родители не только надеются, но и рассчитывают, что в результате «забега»
будет сделан рывок и «результативный финиш» хотя бы в виде связей, возможностей
устроиться на хорошо оплачиваемую работу, поддержания определенного уровня
жизни и т.д. А психологи бьют тревогу о «проблеме показателей»: желания
родителей не всегда совпадают с возможностями ребенка, что ведет к увеличению
количества подростковых неврозов, юношескому суициду или бунту.
И условия «элитарной» школы, так или иначе требующей высоких
результатов, здесь оказываются не менее, а более жестокими. Так что проблема
оптимального соотношения желаемого и возможного, нагрузок и отдачи — тоже
налицо.
Так насколько подготовлены выпускники «элитарных» школ
к жизни? Что об этом думают они сами, их учителя, эксперты?
Артур МХИТАРЯН, выпускник лицея «Гранд»:
— Я пришел в этот лицей совсем недавно, до того учился
в разных школах, даже в разных странах. «Гранд» отличается тем, что тут
дисциплина намного выше, и родители спокойны — их дети почти целый день
занимаются под присмотром и надежной охраной. Тут очень комфортно, приятно
проводить время, прекрасно кормят, нет проблем в общении с учителями. «Гранд»
нам дал знание языков, здесь мы научились пользоваться компьютером, Интернетом.
Немаловажно, что здесь учатся дети родителей из высших
слоев общества, и потому мы здесь налаживаем связи, создаем «круг общения»,
благодаря которому сможем дальше успешно работать после учебы в вузах.
Но делать все дальше придется нам самим, там, в вузах, во взрослой жизни
нас никто уже так не будет опекать.
Ирина ХАРЧЕНКО:
— Условия, созданные в «Гранде», — абсолютно тепличные.
Мы живем здесь замкнуто, закрыто. В этом есть свои «плюсы», но, проучившись
здесь десять лет, выходишь в жизнь абсолютно незащищенным, поскольку нет
опыта столкновения с серьезными проблемами. Это касается и общения с учителями:
они делают все, чтобы мы учились, сдавали успешно экзамены. Например, я
хочу поступить в американский вуз, хотя и понимаю, что там мне придется
намного сложнее, чем в Украине.
Михаил КОХАНОВСКИЙ:
— После учебы в «Гранде» мы не боимся конкуренции, потому
что знания, которые здесь получили и усвоили, дают нам уверенность: мы
сможем и поступить в вузы, и успешно там учиться. Сдача тестов на международные
сертификаты уже показала, что это не так сложно. Насколько мне известно,
в нашем классе из девяти выпускников почти все собираются поступать в украинские
вузы. В Украине еще существует много незанятых «ниш», где можно успешно
развивать свой бизнес.
Владимир СПИВАКОВСКИЙ, президент образовательной корпорации
«Гранд»:
— Сейчас не только в Украине, но и во всем мире продолжают
действовать методики старой, пусть добротной, но уже морально устаревшей
школы, сформированной в начале — середине века. Сегодня нужна совсем другая
технология обучения, соразмерная со временем, в котором мы живем. Разработанная
мной система строится на особой среде обитания, в которой человек учится
жить. Это одно из заблуждений, что школа готовит человека к жизни. У меня
возникает вопрос: а что, в 12 лет — это не жизнь? Ребенок в свои 12 лет
должен проживать полностью весь объём многомерной жизни. Мы создали в «Гранде»
среду, в которой они выращиваются, а не обучаются. Человек должен быть
не только умным и богатым, но и умелым.
У нас нет проблемы нагрузок. Это все неправильное понимание.
Любой человек может работать и 12 часов — если ему интересно. Это проблема
другого плана. Дети в школе устают, прежде всего, от того, что в помещении
постоянно стоит шум — так называемая шумовая усталость (120 децибел). В
рядовой школе ученик ежедневно испытывает 10-12 микрострессов ежедневно.
Третья причина — просто уроки неинтересные. Вопрос усталости — это всего
лишь вопрос «технологии» выращивания ребенка.
Борис ТЕРЕЩУК, заместитель директора научно- методического
центра среднего образования Министерства образования и науки Украины:
— Как таковых западных методик, которые полностью охватывали
бы учебный процесс, у нас нет, это часто единичные случаи. Есть различные
методики, например, преподавания иностранных языков, которые позволяют
за тот же срок получить больший объем знаний при наличии соответствующих
кадров, владеющих этой методикой, и соответствующей материальной базы (компьютерной
техники, лингафонных кабинетов). Если в наш центр обращаются с тем или
другим экспериментом, то мы в первую очередь глубоко изучаем его суть вместе
со специалистами из Академии педагогических наук, обсуждаем на ученом Совете
и уже после этого даем разрешение на проведение эксперимента. При открытии
каждая школа обязательно проходит лицензирование независимо от того, государственная
она или частная.
Ярким показателем эффективности работы школ являются результаты
ежегодных всеукраинских олимпиад для школьников, где большинство победителей
— это именно воспитанники лицеев и гимназий. По моему мнению, школы нового
типа воспитывают в учениках волю к победе, уверенность в себе, в своих
знаниях.
Лилия ДОНСКАЯ, директор Киевской гимназии №30 «Экономическая
надежда»:
— Элита нации растет не в тех школах, где родители могут
заплатить, а там, где дети получают возможность к саморазвитию. Поэтому
я считаю нашу школу элитарной. У нас для первоклассников не конкурсный
отбор, а собственно добор к тем детям, которые живут в нашем микрорайоне.
Собеседование-тестирование проходит в присутствии родителей. Нас больше
интересует способность ребенка к развитию, чем знания, которые ему заложили.
В первую очередь мы пытаемся в наших детях развить индивидуальность. Не
пугаться ее, а стремиться ее реализовать. И второе — хотим всем ученикам
дать современное экономическое мышление, даже не знание, а мышление — чтобы
они могли оценивать общественную ситуацию с позиций экономических знаний.
Вероника НИДЗИЕВА, директор Киевского лицея международных отношений
№51:
— Наш лицей престижный уже потому, что у нас престижно
учиться отлично. В учебном процессе предоставляем преимущество отечественным
методикам преподавания предметов, в то же время при преподавании иностранного
языка мы используем западный опыт. У своих воспитанников мы культивируем
собственное мнение и умение доказывать его не только на эмоциональном уровне,
но и на уровне своих знаний, своего интеллекта.
Наталья КРАВЧЕНКО, директор Научно-методического Центра
развития критического и образного мышление «Интеллект»:
— Да, конечно, детей в так называемых элитарных учебных
заведениях перегружают. С чем это связано? Во-первых, не учитываются возрастные
и психологические особенности детей. Во-вторых, я сама работала девять
лет учителем в школе и понимаю, что учителю легче изложить на уроке минимум,
а все остальное отдать есть занятия планируются таким образом, что ребенок
практически не отдыхает. Более того, я считаю совершенно недопустимым,
что при шестидневке школьникам еще и задают много домашних заданий на воскресение.
К тому же, заведения инновационного типа — это не школы микрорайона. Детям
далеко приходится до них добираться. А учителя, когда планируют нагрузку
детей, не учитывают, сколько времени расходуют дети на дорогу. Какой выход?
Мы в своем центре даем учителю такие педагогические технологии, которые
позволяют во время урока максимально использовать время, чтобы нагрузить
ребенка на уроке и меньше оставить на домашнее задание.
Алла СЕЛЕЦКАЯ, менеджер образовательных программ Международного
фонда «Відродження» «Развитие школьного образования»:
— Появление «элитарных» школ нового направления именно
в Киеве как бы «накладывается» на существование «элитарных» школ еще старого,
советского образца. Они и тогда готовили «людей определенного круга», своеобразную
тусовку, горизонтальные связи которой предоставляют определенные выгоды
в дальнейшей учебе, работе и т.п. Так или иначе, нашему обществу придется
смириться с увеличением числа подобных школ, с разнообразием форм их финансового
подчинения городским, районным структурам.
Равно как и самим элитарным школам — с сосуществованием
в такой школе обязательного минимума, того же «госстандарта» уровня знаний,
ниже которого нельзя опускаться из-за жесткого государственного контроля,
и новаторских программ, проектов. На сегодня перспективным и важным, мне
кажется, представляется появление в таких «элитных» школах масштабных проектов.
Например, когда выпускник такой школы, сдавая определенное количество международных
тестов, получает вместе с нашим, отечественным аттестатом о среднем образовании
еще и международный сертификат, что позволяет ему без экзаменов поступать
в высшие учебные заведения Европы. МФВ поддерживает подобного рода весьма
затратные проекты, содействуя постепенному выравниванию образования на
разных его этапах, «встраиванию» средней школы в международную рыночную
модель. Таким образом, мы создаем возможность для какой-то части наших
лучших выпускников уже сегодня свободно выбрать необходимые образовательные
услуги. Это и будет та «элита», которая сможет «вытянуть» уже в ближайшие
годы наше общество.
КОММЕНТАРИЙ
Родители — третья сторона в процессе обучения. Именно
они определяют, где будет учиться их ребенок, оплачивают его обучение и
в определенной степени несут ответственность перед собственным ребенком
за свой выбор. О том, что думают сегодняшние родители о современной средней
школе, «День» спросил известных людей.
— Чего вы ждете от современной школы? Школа ваших детей
и школа вашего детства — в чью пользу сравнение?
Таисия ПОВАЛИЙ, народная артистка Украины, Игорь ЛИХУТА,
продюсер:
— Мы считаем, что у сегодняшнего образования очень хорошие
корни — оно исходит из традиций образования советских времен. Не напрасно
и сегодня наши специалисты в некоторых областях считаются в мире лучшими.
Нравится, что нынешняя школа воспитывает подрастающее поколение в таком
духе, что оно с детства приучается рассчитывать только на себя. Раньше
граждане гарантированно имели зарплату, независимо от того, как — хорошо
или плохо — они работают. А теперь уже дети знают, что от того, какими
знаниями ты будешь обладать, насколько ты будешь хорошо работать, будет
зависеть и твой бизнес. Это и является мотивом к тому, чтобы лучше учиться.
Нам, взрослым, может казаться, что нынешние школьники перегружены. Но нельзя
забывать, что современный подросток привык существовать в насыщенном информационном
пространстве — он сызмальства на «ты» с компьютером, смотрит каналы спутникового
телевидения. Его мозг привык, как губка, впитывать информацию отовсюду.
Может быть, то, что нам кажется перегрузкой, для них является нормой. И
поэтому идеально, если школа умеет это использовать на пользу самому ребенку.
Николай КНЯЖИЦКИЙ, член Национального совета по вопросам
телевидения и радиовещания:
— Мне кажется, самое главное в среднем образовании, чтобы
в среде преподавателей были личности, которые умели бы находить индивидуальный
подход к каждому ребенку и чувствовать детей. Это одна из самых больших
проблем школы. Раньше профессия учителя считалась престижной для интеллигентного
человека, и в школе были учителя, которые действительно реализовались в
воспитании детей. Сейчас очень многие талантливые люди вынуждены просто
уходить из школы, потому что они могут найти достойную зарплату только
в другом месте.
Сейчас есть свои плюсы и минусы. Сегодня программа намного
сложнее. Я не знаю, хорошо это или плохо. Я просто знаю: то, что изучает
мой сын в первом классе, нельзя сравнить с тем, что я учил в первом классе.
Это — первое. Во-вторых, раньше учились ради оценки, сейчас учатся ради
знаний. Мне кажется, что многие дети, да и родители начали это осознавать.
Это такие положительные моменты. А отрицательные моменты — это то, что
процесс обучения у нас несколько хаотический. Сейчас очень много индивидуальных
программ, коммерческих заведений, и, возможно, методологически то, что
учитель располагает большей свободой, — и лучше, но есть большая опасность,
что дети будут знать меньше, чем они могли бы знать.