Все восемь лет независимости Украина живет а условиях кризиса. Обвал производства, обусловленный неконкурентоспособностью отечественных товаров, замедлился и сменился стагнацией. В прошлом году по официальным данным уже было повышение уровня производства. Возможно это временное улучшение, своего рода колебание уровня производства на «дне экономической ямы». Но если это — начало ожидаемого долговременного подъема экономики, важно понять, за счет чего он может быть продолжен, с чем Украина выходит на внутренний и мировой рынки. Из анализа специализации национальных экономик в единой мировой системе попытаемся оценить эти перспективы Украины.
СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК В МИРОВОЙ СИСТЕМЕ
В индустриальную эпоху промышленно развитые государства стремились за счет индустриализации и интенсификации сельского хозяйства производить возможно больше товаров для внутреннего потребления и экспорта. В новой постиндустриальной эпохе некоторые наиболее развитые страны начали деиндустриализацию экономики и экспортируют уже преимущественно не материальную продукцию, а знания и информацию. Капитал перетекает в этих странах из материального производства в сферу услуг и в «человеческий капитал».
Это дало основания некоторым экономистам предполагать, что деиндустриализация — общая тенденция, которая может стать тотальной, охватив все страны, способные развить «индустрию знаний». Но, по-видимому, это не так. Тотального свертывания материального производства не будет, так как потребление материальной продукции в деиндустриализированных странах не снизилось. Они стали импортировать ее во все возрастающих объемах из ранее индустриально отсталых стран, которые быстро индустриализовались. Экологически вредные металлургические и химические заводы, затем изготовление тканей, трикотажа, обуви и даже сборка компьютеров и радиоаппаратуры перенесены из США и Европы в Азию. Нам эту продукцию везут уже не из Европы, а из Малайзии, Китая, Турции. Идет не деиндустриализация мира, а специализация национальных экономик на поставке тех материальных товаров или информации, которые они способны произвести качественнее и дешевле других. Национальные экономики, дополняя одна другую, уже образовали единую мировую экономическую систему. Ее образование ускорила ликвидация автономной экономической системы социалистического лагеря.
США и отчасти еще 2-3 страны — ее «мозг». Они производят и продают научно-технические разработки и информацию и вывозят избыточный капитал, образованный монопольной продажей их по высокой, неэквивалентной затратам стоимости. Страны Европы и Азии с развитой инфраструктурой и трудолюбивым населением — «руки», производящие материальную промышленную и сельскохозяйственную продукцию. Страны, богатые дефицитным сырьем или имеющие условия для выращивания экзотических культур, поставляют эту специфическую продукцию, часто привлекая для ее производства иностранных рабочих. Каждая страна этих трех групп, занимая определенную нишу в мировой экономической системе, имеет рынки сбыта своей продукции, обеспечивая за счет этого населению возможность потреблять импортируемую продукцию. Отдельная группа — бедные страны, которым нечего продавать. Они не входят в мировую экономическую систему и ведут полунатуральное хозяйство, импортируя товары за счет займов и гуманитарной помощи. Это разделение в какой- то мере условно, некоторые страны занимают промежуточное положение. Так Россия — поставщик дефицитного сырья (нефти, газа), но вывозит и промышленную продукцию.
МЕСТО УКРАИНЫ В МИРЕ И ЕЕ БЛИЖАЙШИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ
Украину, имеющую пока отрицательный баланс внешней торговли, следует, хотя и с натяжкой, отнести к четвертой группе бедных стран. Но она экспортирует отдельные виды наукоемких изделий оборонного назначения (танки, самолеты, ракеты). Производящие их предприятия частью нашли, частью ищут свои рынки. Их усилия могут и далее обеспечить определенный рост экспорта и надежную, хотя и недостаточную для большой страны, нишу в мировой экономической системе. Качество иной промышленной продукции Украины пока, как правило, невысокое, а отсталые технологии и изношенное устаревшее оборудование ведут к тому, что энергозатраты на единицу продукции в 2-3 раза выше, чем в развитых странах. При импорте по мировым ценам энергоносителей это существенно повышает издержки производства. Но часть металла и других товаров идут на экспорт. Их конкурентоспособности способствует более низкая, чем в других странах оплата труда. Кроме того, многие производители имеют скрытые дотации. Власти неофициально разрешают им без оплаты потреблять электроэнергию и газ, а персонал без своего согласия кредитует их, не получая зарплату. Перспективы такого экспорта весьма сомнительны.
Не только развитие экспорта, но и снижение расходов на импорт за счет вытеснения его на внутреннем рынке существенно для национальных экономик. Конкурентоспособными на внутреннем рынке могли бы стать не имеющие больших экспортных перспектив предприятия пищевой и легкой промышленности, части машиностроения, а также сельское хозяйство Украины. А базовая угольная отрасль, которой уделяется большое внимание, по причине истощения пригодных для разработки запасов, без больших дотаций не способна конкурировать на внутреннем рынке. Экономика диктует ее интенсивное свертывание, но оно не производится по социальным причинам. Необходимо создание рабочих мест для шахтеров. Это в принципе возможно при создании условий для инвестиций в горнодобывающую промышленность — рентабельность шахтной добычи золота в Луганской и Днепропетровской областях, меди — в Ровенской может быть высокой.
Опыт западных соседей показал, что подъем экономики наиболее быстро осуществляет малый и средний бизнес. В странах Запада, в Польше и странах Балтии он дает от 40 до 60% валового продукта, в Сербии, где крупные предприятия прошлогодними бомбардировками разрушены, — почти все 100%. А у нас при горбачевской перестройке, он было достиг 5—6%, потеснив импорт на внутреннем рынке, но при Кравчуке снизился до 4%, в 1997 году — до 3%, в 1998 — 1,8%. Не вырос он в прошлом году, несмотря на создание госкомитета его защиты. Пока на имеющийся чахлый малый бизнес власти смотрят лишь как на источник затыкания дыр в бюджете. А имей они политическую волю освободить его от удушающих объятий чиновников 28 опекающих ведомств, Украина могла бы выйти на рынки СНГ и Азии с продукцией легкой и пищевой продукции, а с некоторыми изделиями — в Европу. Об этом много писали, но «воз и поныне там». Правительство Ющенко, на которое возлагали надежды, пока их не оправдывает.
Меры, принимаемые к убыточным государственным предприятиям исполнительной властью, непоследовательны. Парламент тоже вносит свою лепту в ухудшение состояния экономики, продолжая это и новым большинством. Предложение о снижении налога на вывоз семян подсолнечника он отверг, и снижающий экспортные возможности рецидив протекционизма сохранен.
Все это не дает основания считать экономический рост прошлого года устойчивым. Он может быть и кратковременным, а в той части, которая относится к предприятиям государственного сектора, имевшим скрытие дотации за счет долгов по зарплате и за газ, является мнимым. Если будет прекращено дальнейшее накопление долгов он, по- видимому, прекратится.
БОЛЕЕ ОТДАЛЕННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ УКРАИНЫ
Экономисты, считающие неизбежной деиндустриализацию развитых стран, ориентируют экономику Украины в будущем на экспорт научно-технических разработок и наукоемкой продукции. Обосновывают они это наличием научного потенциала и нынешним экспортом отдельных видов наукоемкой продукции, производимой «оборонщиками» бывшего СССР. Действительно, экспорт научно-технических разработок и информации очень выгоден и к этому следовало бы стремиться. Но каких-либо успехов в этой сфере, кроме развития уже имеющих задел оборонных предприятий, пока Украина не достигла. То, что они будут даже через 10—15 лет сомнительно — передовые страны не будут стоять на месте.
Монопольное положение в области научно-технических разработок и информации имеют США. Даже гораздо более богатым, чем Украина, странам не под силу то, с помощью чего они его достигли и удерживают. В США давно сложились традиции «страны эмигрантов», которая «покупает» лучшие умы всего мира, обеспечивая им более высокий, чем на родине, уровень оплаты. Атомную бомбу, ракеты и многое другое создали выходцы из Европы, в разработке компьютерных программ принимали участие программисты из стран СНГ. Возможность привлечь лучших специалистов мира возникла в США вследствие наиболее высокой в мире производительности и, соответственно, оплаты труда, прекрасных условий работы и высокого качества жизни. Не имея таких условий для своих граждан страна не могла бы создать их и для чужих «мозгов». США этого достигли в индустриальную эпоху.
Но и сейчас экспортируя научно-техническую продукцию, и имея возможность по низкой цене ввозить сырье и различную продукцию, США осуществляют относительную, а не абсолютную деиндустриализацию. Они сохраняют самодостаточную экономику с наиболее высокой в мире производительностью труда в материальном производстве. Фермеры, составляя 2,7% населения, снабжают страну основными продуктами питания, и дают больше сельскохозяйственной продукции на экспорт, чем страны, где этим занято большинство населения. Горняки, которых 1,4%, обеспечивают потребность страны в энергоносителях на 60—70%, в руде черных и цветных металлов на 50%. Не последнюю роль в том, что США достигли таких успехов играет либеральная модель общественного и государственного устройства, дающая в рыночных условиях наиболее высокий рост производительности труда. Европа, с ее социал- демократической моделью, хотя и не намного, но отстает.
Вследствие этого в мире сложилась ситуация, при которой все страны с открытым обществом, затрачивая большие средства в перспективных областях научных исследований и наукоемкого производства готовят кадры не столько для себя, сколько для США. Нет оснований считать, что Украина будет исключением — за годы независимости, когда она стала страной открытого общества, в США, а также в Израиль, Польшу и Россию уехали все ученые и инженеры, которые имели возможность это сделать, а приехали к нам из стран Азии малограмотные рыночные торговцы. Правда, раньше Украине удавалось не только терять свои, но и приобретать чужие умы, которые заложили основы ее нынешних экспортных технологий. Хотя ракеты России и довоенные самолеты США создавали киевляне Королев и Сикорский, но «взамен» Украина получила авиаконструктора Антонова, конструктора ракет Янгеля, основателя школы танкостроителей Кошкина. Но это было в закрытом обществе СССР и едва ли будет иметь продолжение.
При такой ситуации ожидать, что полуфеодальная телега нашей затратной экономики, доставшейся в наследство от СССР, породит реактивный самолет экономики постиндустриальных стран, минуя стадию автомобиля индустриальной рыночной экономики, по меньшей мере наивно. Это подтверждают выявившиеся не очень удачными попытки Японии и «азиатских тигров» обойти США. А они подавали надежды больше, чем Украина. Это еще раз подтверждает, что разделение труда между странами стабильно и скоро не изменится. Возрастание числа постиндустриальных стран, экспортирующих знания и информацию не произойдет и потому, что США очевидно будут активно препятствовать этому, а их экономическая и военная мощь — весомые аргументы. Все это делает перспективы Украины войти в число постиндустриальных держав туманными.