Хронические неплатежи, широкое использование бартерных, зачетных и вексельных схем расчетов лишили железнодорожное хозяйство Украины оборотных средств, превратили эту потенциально прибыльную отрасль в одного из крупнейших должников госбюджета. Об этом шла речь на заседании Совета национальной безопасности и обороны Украины, проходившем вчера под председательством Президента Украины. Рассмотрено состояние железнодорожного транспорта и меры по его эффективному функционированию.
Именно железнодорожный транспорт в значительной мере обеспечивает целостность всего территориального пространства страны. Более того, Украина размещена на перекрестке Европы и могла бы стать ее транспортной «развязкой», где пересекаются потоки грузов и пассажиров с Запада и Востока, Юга и Севера. Это гарантировало бы нашей стране существенные валютные поступления. Ведь национальная железная дорога должна быть неотъемлемой частью международных транспортных потоков и не допускать, чтобы они обходили Украину.
На заседании СНБО отмечалась, что состояние украинской железной дороги таково, что даже умеренный рост отечественного производства может привести к масштабным сбоям в перевозках. Неудовлетворительное финансовое состояние железнодорожного транспорта, прогрессирующий физический износ его инфраструктуры и технических средств, а также злоупотребление и бесхозяйственность угрожают безопасности людей и нормальному функционированию этой важной отрасли.
Специалисты СНБО считают, что годовые рентные доходы «Укрзалiзницi» от транзита могли бы превышать $500 млн. Однако для этого нужны инвестиции в обновление инфраструктуры, подвижного состава и т. д. Но к концу 1999 года их размер едва достиг $300 тыс. Непривлекательность для иностранного инвестора в значительной мере объясняется финансовой ситуацией, сложившейся в отрасли. Как указывалось в материалах заседания, тут господствует «махровая платежная недисциплинированность», которая закрывает возможности для масштабного финансового маневра, ухудшает общее экономическое состояние. Проблема исполнительской дисциплины является одной из актуальных даже для такого высокого звена управления, как руководитель дороги. На СНБО сделаны выводы о том, что это свидетельствует об элементах управленческой анархии, из-за которых в отрасли уже не срабатывают ни существующее законодательное поле, ни управленческие решения правительства.
По информации правоохранительных органов, треть реального оборота средств «Укрзалiзницi» проходит через «карманные» фирмы по алгоритму «взаимозачеты через бартер-дисконт-откат». Таким образом, теневая экономика воцарилась и в этой полностью государственной отрасли, прибавляя к недостаткам в ее работе еще и криминальные факторы. Так, «Укрзалiзниця» необоснованно устанавливает разные коэффициенты скидок к тарифам. Иногда размер тарифа равняется или даже ниже себестоимости перевозки. Для транзитных грузов нередко устанавливаются те же тарифы, что действуют в пределах Украины.
Как следствие, в прошлом году на железных дорогах Украины получено «живыми» деньгами за внутренние грузовые перевозки только 22,5% от стоимости этих услуг, а с учетом транзита — 34,4%. В то же время в России этот показатель составляет 76%, в Беларуси — 94%, а в Латвии — 100%.
Только в 1999 году правоохранительными органами разоблачено на железных дорогах Украины более 4 тысяч преступлений, в том числе 1334 тяжелых.
В результате невзвешенной тарифной политики теряются традиционные транзитные перевозки. К тому же «Укрзалiзниця» добровольно передает работы по обслуживанию транзитных и экспортно- импортных грузов, которые выполнялись на транспортных узлах Закарпатья, фирмам, расположенным на территории Венгрии.
Значительный вред наносят транспортникам льготы, которые они вынуждены бесплатно предоставлять значительному количеству пассажиров без компенсации от центрального и местных бюджетов.
Совет национальной безопасности и обороны считает, что необходимо упорядочить предоставляемые пассажирам льготы. Кроме того, требуется сделать прозрачной, понятной и логичной тарифную политику в отношение пассажирских и грузовых перевозок по железной дороге. Это поможет ликвидировать существующие сегодня злоупотребления. Будет введено лицензирование транспортно-экспедиционной деятельности, что позволит избавиться от теневых и криминальных структур, ведущих «рельсовую» войну против государства. Особый акцент делается на обустройстве международных транспортных коридоров и мерах, которые повышают привлекательность транзита через Украину, будут содействовать лучшей координации транспорта, портов и таможни Украины, распространению контейнерных перевозок. В связи с оживлением экономики железной дороге нужно выискивать инвесторов, только с помощью которых возможно техническое перевооружение отрасли. Для этого считается целесообразным приступить к приватизации отдельных участков железной дороги, у которых наибольший износ путей и других технических средств. Должно получить поддержку также транспортное машиностроение. Важнейшая задача, которое будет стоять перед украинской железной дорогой — избавиться от суррогатных платежей за ее услуги, добиться ликвидации кредиторской задолженности, достигшей почти 1 млрд. грн., ввести прозрачную систему закупки (на тендерной основе) всех необходимых ей материалов и технических средств, в чем сегодня существуют огромные злоупотребления.
Источник, приближенный к СНБО, сообщил «Дню» и о возможных кадровых выводах в отношение руководства «Укрзалiзницi», которые сделает в ближайшее время Президент.