Вместо предисловия: недавно исполнилось 83 года с того дня, когда
«оставил свой пост» Николай Романов, последний царь Российской империи.
Во время серьезнейшего испытания России, накануне всем очевидной катастрофы,
он отрекся от престола своих предков, правивших страной 304 года.
Странные дела творятся нынче в Украине. Если быть суеверным,
то можно считать их аномалиями, которые пророчат «последние времена». Чем-то
вроде рождения телят с двумя головами или неожиданного для астрономов появления
кровавой кометы на небосклоне. На такие мысли наталкивает корреспонденция
Сергея Мещерского из Одессы, широко распространенная русскими православными
СМИ в Интернете. Наш земляк г-н Мещерский сообщает: «Рано утром прибыла
в Киев в женский монастырь святых Флора и Лавра (УПЦ Московского патриархата)
чудотворная икона царя-мученика Николая II. Целый день приходили верующие,
чтобы ей поклониться. Священники Петр и Паисий, сопровождающие икону в
ее паломничестве, выступили с проповедями о царской семье. Монастырский
хор вдохновенно исполнил «Боже, царя храни...». В глазах присутствующих
стояли слезы. Ведь большинство духовенства и мирян Украины уже давно любят,
почитают царственных мучеников и молятся им. Почти в каждом храме Украины
можно видеть их иконы, повсюду отмечаются царские дни. Есть, конечно, священники-царененавистники,
отрицающие почитание царя, однако их, к счастью, немного, и у них, как
правило, нет авторитета среди верующих».
В таких вдохновенных словах мировому сообществу сообщается
о том, как граждане демократической Украины молятся на изображение последнего
царя империи, колонией которой на протяжении более 300 лет являлась наша
страна. Еще один интересный парадокс состоит в том, что канонизировать
царя Николая II отказывается Священный Синод Русской православной церкви
(РПЦ).
Противоречивое «Дело Романовых» продолжается в РПЦ несколько
лет и уже привело к церковному «нестроению», к противостоянию двух церковных
«партий». Руководство РПЦ, значительная часть Синода не спешат с канонизацией
Романовых. Образованное, интеллигентное духовенство хорошо понимает, что
для причисления к лику святых отсутствуют достаточные канонические основания,
что этот акт может скомпрометировать церковь в глазах даже собственной
паствы.
Рационалистам агрессивно противостоит «правое» духовенство,
традиционалисты, в особенности монашество. Те, которые исповедуют крайний
национализм (чтобы не сказать — шовинизм) и люто ненавидят демократию,
Запад, реформы, взаимопонимание между различными ветвями христианства,
терпимость. Немало «правых» с радостью возвратилось бы во времена социализма-коммунизма,
когда, по крайней мере, не было религиозной конкуренции, а Запад был не
в чести. Однако, и самые радикальные понимают-таки, что об этом вслух лучше
не говорить. Пока. «Но что ж любить, во что же верить?» Вот и выбрали они
себе, а также народу Божьему идеологически-политическую альтернативу —
монархию (потерянный рай) и святого мученика-заступника царя Николая II
с ангелами — его семейством.
Главными основаниями причисления Романовых к лику святых
сторонники дела считают не заслуги царской семьи, не подвиги во славу Христа
и не успешное царствование во благо подданных. Почти единственный твердый
аргумент — ужасная мученическая гибель. Мы присоединяемся к тем ученым
российским богословам, которые доказывают, что этот аргумент недостаточен.
А еще полагаем, что, канонизировав Николая II, нелогично поставить точку,
поскольку, хотя он и последний помазанник Божий на троне Российской империи,
умерший насильственной смертью, но отнюдь не первый. Вспомним кратко убиенных
Романовых.
Опустив княжескую эпоху, когда кровь Рюриковичей лилась
широкой рекой, начнем с императора Петра III, внука Петра I, сына Анны
Петровны, скончавшегося через полгода после коронования (1762). Убийство
царя организовала его жена, Ангальт-Цербская принцесса, которая впоследствии
правила Россией 34 года под именем Екатерина II. На совести Екатерины II
смерть еще одного императора — молодого Ивана Антоновича, тайно убитого
в Шлиссельбургской крепости. Московская церковь, однако, не канонизировала
этих жертв и не осудила «заказчика» преступлений. Та же самая судьба ждала
сына погибшего Петра III, императора Павла I. Он умер (1801) от рук придворной
камарильи, которая действовала в пользу сына императора (не без его ведома),
будущего Александра I. На преступление отцеубийства православная церковь
России не реагировала; наоборот — исполнила все торжественно-радостные
ритуал ы, связанные с коронацией, с помазанием сына-убийцы. Насильственная
смерть и далее преследовала прямых потомков Павла I. Его внука, императора
Александра II, убили революционеры-террористы, на протяжении многих лет
охотившиеся на «Царя-Освободителя» (Александр II отменил крепостное право),
словно на дикого зверя. В конечном счете, восьмое покушение оказалось «удачным»
— тяжело раненный бомбой, царь умер в страшных муках (1881). Ни тогда,
ни позднее не ставился вопрос о его канонизации. Между тем император Александр
II не только умер мученической смертью, но имел также большие исторические
заслуги перед российским народом. Но даже сын погибшего императора Александр
III не счел возможным намекнуть Церкви на желательность канонизации. Как
видим, сами Романовы не претендовали на нимбы святых в своем роду — они
имели достаточно здравого смысла.
За 300 лет царствования Романовых на Российском троне поменялось
18 царей, императоров и императриц. Историки — российские и западные, дореволюционные
и советские — давно провели более-менее объективные сравнительные оценки
деятельности и личностей каждого из них, а также их вклада в историю государства
российского. В этом рейтинге император Николай II занимает не первое, мягко
говоря, место. Объективно. Его царствование началось с крови во время празднований
по случаю коронации (Ходынка), а завершилось Первой мировой войной и второй
революцией — морями крови, к которой в конце концов присовокупились и капли
голубой романовской. Проигранные войны, экономический кризис, кризис власти,
бессмысленное, опять же кровавое, 9 января, отречение от престола. Как
личность он тоже не привлекал людей — обыденность натуры, больше упрямства,
нежели характера, пьянство, жестокость в совокупности с сентиментальностью.
Репутацию царя окончательно испортила связь с человеком,
которого ненавидела и презирала вся Россия — с Гришкой Распутиным. Который,
между прочимым, не очень-то церемонился в своих определениях царского характера
и любил говаривать: «Слаб, слаб Папашка — бери вожжи в свои руки, Мама!»
«Мама» — это императрица Александра Федоровна, принцесса Гессенская.
Кстати, понимая компрометирующий характер сюжета Романовы
— Распутин, современные апологеты Николая II принялись реабилитировать
также Гришку. На прилавках православных издательств сегодня можно увидеть
книгу «Григорий Распутин. Жизнь за царя». Чудный сон современности — россияне
уравнивают Григория Распутина с Иваном Сусаниным! Чего, однако, не сделаешь
ради великой идеи.
И вот, вследствие какого- то неисповедимого поворота неисповедимого
русского «православного» сознания, императора Николая II хотят произвести
в святые. Как раз сейчас, но не ранее. Поскольку после окончания гражданской
войны на территории России, а тем более Украины, движения за восстановление
монархии Романовых были едва заметными и отнюдь не народными. Люди легко
смирились с утратой царя-помазанника (так же легко, кстати, как они смирились
с потерей церкви).
Небольшой и поверхностный экскурс в историю приведен выше
с одной целью — для иллюстрации того, что идея канонизации Николая II Александровича
может основываться только на полнейшей исторической безграмотности, да
еще на демагогии и непрерывной агитации. В «агитпункты» же превращены православные
храмы.
«Но причем тут мы, украинцы? — спросите вы. — Что нам та
покойная, да и порядком уже подзабытая российская монархия?!» А действительно,
причем? Познакомимся все же еще с одним документом из российской православной
прессы.
Агентство «Русь Православная» сообщает: «В праздник Стретения
Господнего постоянный член Священного Синода Украинской православной церкви
Московского патриархата митрополит Одесский и Измаильский Агафангел с амвона
кафедрального собора выступил за канонизацию убиенного Государя Николая
II и членов его семьи. Это заявление владыка Агафангел сделал во время
пребывания в Одессе чудотворной иконы Царя-мученика, привезенной из Почаевской
лавры. Во время двухдневного пребывания чудотворной иконы в Одессе тысячи
жителей стали свидетелями ароматов, исходивших от иконы. В местной телепрограмме
«Мир Православия» объявлялось, что Николай II канонизирован как местный
святой Одесской епархии. Немного ранее Государь был канонизирован в Луганской
епархии».
Тут, во-первых, требуется напомнить, что в православии
действительно существует возможность кононизации местных святых. Как правило,
это люди, при жизни являвшиеся жителями канонизирующей их епархии и там
совершавшие свои христианские подвиги. Разумеется, местный святой всегда
ниже рангом общецерковного святого. Поэтому получается нечто странное:
царя необъятной Российской империи сделали местным святым Луганской или
же Одесской области.
Самое интересное, однако, в другом. Как случилось, что
в то время, когда Московская патриархия и Священный Синод РПЦ не осмеливаются
канонизировать Романовых, местные владыки (их уже шесть-семь в РПЦ, включительно
с двумя украинскими) проявляют такую смелую инициативу, почти неповиновение
иерархии? Может, это проявление «византийской» тактики российского Синода
— позволить низам сделать то, что неудобно решить на Синоде и утвердить
на Соборе.
Нас, впрочем, больше тревожит иной аспект «дела Романовых»
— украинский современно-политический. Вышло так, что география «верности»
покойному царю охватывает исключительно русскоязычные регионы Украины.
И почему-то начинает казаться, что «за» святого Императора всея Руси означает
то же самое, что «против» независимой Украины и демократического устройства.
В любом случае ситуация еще раз и очень ярко отражает все ту же мучительную
проблему — принадлежность миллионов украинских православных к Московской
церкви.
К церкви, которая сегодня, судя по всему, считает своей
исторической миссией не что иное, как восстановление империи — собрание
и сохранение всего того, что не сумели удержать современные легкомысленные
российские политики. Идея проста: снова объединить под юрисдикцией Московского
патриархата всех русских, украинских, белорусских, молдавских, эстонских
и прочих православных. Политическая надстройка превратится тогда в чистой
воды формальность. Ведь уже сегодня украинцы молятся «Сильному державному
царю православному».