Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Как сделать, чтобы украинцы хотели платить налоги

30 марта, 2000 - 00:00

Проект концепции реформирования налоговой системы по существу является рамочным документом, определяющим основные параметры будущих изменений в законодательном поле и позволяющим оптимизировать и существенно ускорить работу над Налоговым кодексом. Принятие концепции как закона позволит реформаторскому большинству депутатского корпуса рассмотреть и принять новый Налоговый кодекс, который должен стать органической составляющей дальнейших экономических преобразований в Украине.

Необходимость реформирования нашей налоговой системы сегодня осознается не только предпринимателями, несущими на себе основное ее бремя, но и всеми ветвями власти, включая и налоговые органы. Однако конкретные предложения по этому вопросу уже в течение долгого времени вызывают споры.

Настаивая на таком подходе, мы исходим из того, что этот вопрос является жизненно важным для государства. Сегодня многие считают, что рядового гражданина Украины не интересуют никакие вопросы, кроме хлеба и зрелищ. Но это ошибочное мнение. Вопросы налогообложения касаются каждого. Особенно остро эту проблему ощущает отечественный бизнес, в частности, малый. Он является основой в любой стране с рыночной экономикой и должен обеспечивать рабочими местами большинство населения, производить большую часть валового внутреннего продукта. Но пока что малое предпринимательство в Украине находится на начальном этапе своего развития. Это обусловлено, в частности, большой налоговой нагрузкой и отсутствием поддержки со стороны государства. Следовательно, очевидно, что малый бизнес необходимо развивать упреждающими темпами. Для реализации этого задания в концепции предусмотрены специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства, позволяющие максимально упростить учет и контроль над их налогообложением и обеспечивающие стабильные поступления в бюджет (в отличие от нынешней ситуации). Эти специальные налоговые режимы предусматривают, в частности, повышение минимального объема операций для обложения НДС, что автоматически выводит малые предприятия из-под этого налога, если объем их операций не превышает 600 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан в год (70980 гривен при условии, что необлагаемый налогом минимум, в соответствии с концепцией, приравнивается к размеру официальной черты малообеспеченности, которая на конец 1999 года составляла 118,3 грн.).

Предусматривается также применение упрощенной системы налогообложения субъектов малого предпринимательства (единый налог), что, в свою очередь, упростит бухгалтерский и налоговый учет на таких предприятиях и позволит им сосредоточиться на хозяйственной деятельности. Такая система будет распространяться на физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без создания юридического лица, и на юридических лиц, чей объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 3300 необлагаемых налогом минимумов (на сегодня около 400 000 грн.) и у которых за год было занято не больше 10 работников. Ставка единого налога для юридических лиц будет устанавливаться в размере 6 процентов от объема выручки. Юридические лица — плательщики единого налога — не будут уплачивать налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и сбор в Государственный социальный фонд.

Устанавливать ставку единого налога для физических лиц будут местные органы самоуправления по месту государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности. Объем такой ставки будет колебаться в границах от 1 до 15 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан за календарный месяц. Эти предприниматели будут освобождаться также от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на добавленную стоимость и сбора в Государственный социальный фонд.

Некоторые виды деятельности, такие как игорный бизнес, адвокатские, аудиторские и нотариальные услуги, не позволяют, в силу своей специфики, точно определить базу налогообложения. Поэтому для них предложено использовать упрощенную систему налогообложения с применением налогового патента. Месячная плата за налоговый патент должна быть необременительной и полностью покрывать расходы государства. Например, для адвокатской и аудиторской деятельности она будет равна 6 необлагаемым налогом минимумам доходов физических лиц, для нотариальных услуг — 8 необлагаемым налогом минимумам. Это позволит усилить контроль над уплатой налогов в этих довольно сложных для учета видах деятельности и будет содействовать увеличению поступлений в бюджет вследствие наращивания соответствующих услуг.

Концепция предусматривает значительные изменения системы налогообложения также для среднего и большого бизнеса. Проект предлагаемого нами налогового кодекса разрабатывается с учетом принципов, заложенных в Законе «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине». Именно в такой увязке можно добиться того, чтобы налоги начислялись, исходя из данных бухгалтерского учета, но корректировались в соответствии с Налоговым кодексом. И мы будем стремиться к тому, чтобы этих корректив было чем можно меньше.

Предложенные концепцией изменения в налоговом законодательстве обеспечат такие условия, когда уплата налогов будет выгоднее и дешевле, чем уклонение от нее. При этом прогнозируется рост поступлений в бюджет за счет интенсивного развития легального сектора экономики и уменьшения теневой ее части.

В условиях новой налоговой системы предприятие будет отдавать государству в виде налогов и сборов около 20 — 35 процентов добавленной стоимости. Риски, связанные с работой «в тени», намного превысят расходы налогоплательщика на ведение легитимной предпринимательской деятельности. Работать честно будет не только престижно, но и выгодно. В этих условиях все сомнения относительно легальности труда отпадут сами по себе.

Результатом применения норм и положений концепции реформирования налоговой системы Украины будет выход многих предприятий из «тени», стимулирование их к снижению доли убыточных производств, а также повышение прибыльности и снижение себестоимости производства. Принятие и реализация концепции Налогового кодекса заложат основания для стабильного развития малого и среднего бизнеса, будут содействовать созданию новых рабочих мест. Увеличатся также темпы формирования среднего класса.

Сегодня необходимы немедленные и кардинальные сдвиги в законодательной сфере, являющейся скелетом любой экономической системы. Поэтому соавторы концепции убеждены в том, что именно в 2000 году Украина должна завершить назревшие изменения в налоговой системе и войти в следующий 2001 год с новыми, эффективными правилами экономической жизни.

Ирина БЕЛОУСОВА, народный депутат Украины
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ