Ни для кого не секрет, что самыми «модными» на сегодняшний день являются кражи металла с целью дальнейшей продажи. Многие безработные вынуждены прибегать к этому сомнительному промыслу, чтобы как-то прокормить свою семью. К сожалению, в сводках милицейских пресс-служб не упоминаются мотивы, которые двигают ворами, не анализируются причины, толкающие обнищавших людей на противоправные действия.
Такой же «беспричинной» кажется иногда и детская преступность, о которой так любят писать отдельные издания, не доискиваясь до корней проблемы. Что двигает малолетним воришкой, когда он влезает, например, через окно в чужую квартиру? Что заставляет подростка выходить поздним вечером на улицу и грабить взрослых прохожих? Почему у ребенка поднимается рука на своего ровесника?..
Возможно, склонность к правонарушениям — следствие семейного воспитания? Возможно, это влияние дворовых «наставников»? А возможно, тот или иной парень или девушка еще в утробе матери были запрограммированы на преступление?.. Очевидно, тут есть работа для психоаналитиков, педагогов, тех же правоохранителей. Ведь не найдя причину предыдущего преступления, невозможно предупредить следующее.
Впрочем, несколько последних «детских» дел в Черкассах и области доказывают, что причины подростковой преступности не такие уж и глубинные — они в большинстве случаев лежат на поверхности. Так, недавно в областном центре была разоблачена большая группа школьников в возрасте от 12 до 15 лет, на счету которой более 30 (!) краж. Дмитрий М., Евгений Е., Роман Ш., Дмитрий Ю., Александр М., Дмитрий Ш., Иван С., Андрей М. и другие брали из квартир и гаражей деньги, бытовую технику, автозапчасти... В большинстве случаев мальчишки, продав украденное, первым делом покупали продукты и наедались. А как-то после очередного «рейда» Дмитрий М. не удержался, тут же разулся и надел только что похищенные из чужой квартиры носки.
...Вынашивая детей, матери вряд ли пророчат им воровскую судьбу. Редко в какой семье сыну или дочери с детства прививается тяга к преступлениям. Не учат этому и в детсадах и школах. Но ничего из ничего не бывает. Агрессия детей по отношению к обществу скорее всего мотивируется взаимной «любовью» общества к подрастающему поколению. Балансирование семей на грани нищеты, безработица старших, помноженные на иллюзию возврата «светлого прошлого» с колбасой по два двадцать, отсутствие перспективы у самих подростков, которых после школы ждет та же биржа труда, — именно это и заставляет представителей новой генерации заботиться самим о себе. И обычно — не самым лучшим способом.
В холодный мартовский день житель райцентра Христиновка, 14-летний Дмитрий Т. воспользовался тем, что на автобусной остановке было немноголюдно, и ограбил стоявшего рядом ровесника. Грабитель тщательно проверил у жертвы содержимое карманов, выгреб из них две гривни. Потом оценил качество шапки — и это в хозяйстве пригодится. В конечном итоге, вспомнив, что вскоре наступят теплые дни — наверное, и рубашка пригодится, заставил перепуганного подростка снять еще и рубашку.
Именно голод и лишения в большинстве случаев толкают молодых людей на преступление. Так, в селе Лещиновке того же Христиновского района Руслан М. положил глаз на овощехранилище, принадлежащее дому-интернату для людей пожилого возраста. Рассчитывать на золотые слитки или драгоценности тут не приходилось. Молодого вора интересовали вещи более прозаические и от этого не менее нужные в повседневной жизни: картофель, морковь, лук, свекла... Пробравшись в погреб через вентиляционный люк, юноша похитил оттуда продуктов на 400 (!) гривен.
Вполне в духе времени поступили и два подростка из Черкасс — братья Игорь и Евгений Н., укравшие могильную ограду с центрального кладбища. Юные «металлисты», возраст которых соответственно 14 и 11 лет, конечно же, не хотели никому принести беду. Единственной их целью было продать ограду приемщикам цветного металла и за вырученные деньги купить «что-то вкусненькое».
Не имея профессии, не имея права на работу, не имея опеки и внимания со стороны взрослых — в конечном счете, не имея достаточно одежды, еды, подростки часто идут по пути наименьшего сопротивления: берут то, что плохо лежит. Берут самое необходимое. Берут, чтобы одеться. Берут, чтобы поиграть. Берут, чтобы наесться.