В московском издательстве «Международные отношения» вышли из печати четыре тома «Очерков по истории российской внешней разведки» под редакцией бывшего шефа Службы внешней разведки, министра иностранных дел и премьер-министра России академика Евгения Примакова.
Изданные тома охватывают период истории с княжеских времен (где же та Москва и Россия тогда были?) вплоть до 1945 года и, как водится, прославляют разведчиков. К когорте российских рыцарей плаща и кинжала авторы причислили даже Александра Грибоедова и Дмитрия Менделеева и, по-видимому, небезосновательно.
Не забыли авторы и Украину. В первом томе в очерке об известном боярине Артамоне Матвееве автор (В.Савельев) подробно описывает, как в 1653 году Матвеев был направлен московским царем Алексеем Михайловичем в Украину «для приведения малороссиян в подданство России», и какую шпионскую деятельность при этом он проводил, чтобы доказать «желание украинского народа объединиться с российским».
Действительно, был такой боярин Матвеев, который во главе московского посольства несколько раз приезжал в Украину, готовя Переяславское соглашение, руководил московской делегацией в 1669 году на Глуховской раде, дослужился до главы Посольского и Малороссийского приказов. Но, цитируем: «В это время в казацкой среде появляется новая яркая фигура — Богдан Хмельницкий, человек неизвестного происхождения, который объявил себя «гетманом» Украины, вступил в вооруженную борьбу с Речью Посполитой и обратился к Московскому царю с просьбой принять его со всем войском казацким в российское подданство».
Ну и ну! Всему миру, даже российским историкам (смотрите труды Ключевского, Соловьева и др.) известно, что Богдан Хмельницкий был сыном чигиринского сотника Михаила Хмельницкого, который состоял на службе у польской короны. Что гетманов в Украине в то время выбирали или назначали из Варшавы. Что обращение к Алексею Михайловичу и само Переяславское соглашение были только военным пактом двух равноправных сторон, и только впоследствии московские цари понемногу «забывали» одни статьи соглашения и выпячивали другие, проводя аннексию украинских земель.
Дальше — лучше: «...учился Богдан у иезуитов, но, кажется, только в первых классах, хотя, по-видимому, и усвоил латынь...». Вот так об одном из наиболее образованных людей того времени, который учился в киевской Братской школе, иезуитской школе в Ярославе, свободно владел польским, французским, турецким, татарским языками и латынью!
Цитируем еще: «...каким-то неизвестным образом Богдан оказывается в плену у крымских татар». Но позвольте, господа, тот же выдающийся российский историк С. Соловьев пишет, что «Зиновий Богдан Хмельницкий, сын казацкого сотника Михаила Хмельницкого, убитого в бою под Цецорой, сам попал в этом бою в плен к татарам, однако, освободился из него, вернулся к своим казакам и получил звание военного писаря». (Соловьев, Произведения, т. 10, с. 504). Якобы все ясно и даже подтверждено авторитетом российского историка. Оказывается, нет: «Были слухи, что Хмельницкий происходит из мелкопоместной шляхты. Но те слухи не подтвердились. Были другие сведения, что отцом «гетмана Украины» был еврей, мясник из города Хмельника на Подолье по имени Берко, окрещеный Михаилом. Он поселился в селе Суботове и держал там кабак...». Невозможно понять, откуда же эта цитата. Или из книги, редактируемой уважаемым академиком, или из какой-то черносотенной московской газетенки. Кажется, авторы «Очерков» часто грешат идеологией «Союза русского народа», или просто выполняют социальный заказ по дискредитации Украины и ее истории любыми средствами.
А что же боярин Матвеев? Он закончил так, как заканчивают наверно все подобные деятели. Главу Посольского и Малороссийского приказов в 1682 году во время очередного стрелецкого бунта схватили и бросили на копья в московском Кремле.
Остается добавить, что «Очерки по истории российской внешней разведки» анонсированы в шести томах! Можно вообразить, сколько еще лжи будет там вылито на Украину, да и, по- видимому, не только на нее.